Согласно данным портала SuperJob, за последние десять лет интерес к высшему образованию значительно снизился, почти вдвое. Руководитель онлайн-центра размышляет о будущем высшей школы, как в содержательном, так и в организационном плане, а также о факторах, влияющих на эти трансформации.
Исследование SuperJob показало, что только 43% выпускников одиннадцатых классов намерены в этом году поступать в вузы, в отличие от 80% в 2010 году.

Система высшего образования претерпевает серьезные изменения, и выделить единственный фактор, который отталкивает молодежь от вузов, сложно. Причин множество, и все они взаимосвязаны. В последнем году особенно заметно ухудшилось финансовое положение граждан, что сделало коммерческое обучение менее доступным. Малый уровень подготовки школьников также становится проблемой на фоне длительного перехода на дистанционное обучение.
Однако одним из ключевых факторов снижения интереса к высшему образованию является бурное развитие цифровых технологий. Доступность информации возросла, что позволяет получать знания самостоятельно. Профессии, например, в digital-сфере, меняются так быстро, что знания, актуальные сегодня, могут стать неактуальными в течение нескольких лет. Это подчеркивает необходимость переосмыслять подходы к обучению и адаптировать программы к текущим требованиям рынка.
С традиционной моделью высшего образования происходит заметная потеря актуальности и востребованности. Абитуриенты сталкиваются с необходимостью выбирать одну специальность и учиться от 4 до 6 лет, но, получив диплом, могут оказаться в ситуации, когда их знания становятся устаревшими. Это особенно затрагивает специалистов в IT, но проблема также касается гуманитариев — юристов, экономистов, маркетологов.
Компьютеризация ведет к стремительному обновлению знаний, в то время как университеты остаются негибкими и не успевают адаптироваться к изменениям. Отсутствие готовности преподавательского состава в большинстве не элитных вузов к быстрой модернизации программ вызывает затруднения в обучении.
Дополнительным фактором для абитуриентов и их родителей служит статистика: лишь 20% россиян работают по полученной специальности. В связи с этим, будущие студенты понимают, что годы учебы могут не гарантировать им необходимую квалификацию для трудоустройства сразу после выпуска. Таким образом, они начинают сомневаться, оправданы ли затраты времени и ресурсов на получение высшего образования.
Вопрос о целесообразности получения фундаментального образования в условиях современных трендов становится все более актуальным. Во главе угла стоит популярность блогеров, которые, благодаря социальным сетям, демонстрируют роскошный образ жизни: шикарные автомобили, путешествия и участие в светских мероприятиях. Это вдохновляет многие молодые поколения задуматься о ценности традиционного образования.
Зачем тратить годы на обучение, если можно стать известным, создав вирусное видео или записав хит?
Не стоит забывать, что многие блогеры, обладая огромной аудиторией, начинают предлагать свои образовательные курсы. Они делятся опытом и дают советы, используя привлекательные маркетинговые техники. Обещания быстрого успеха и получения желаемой профессии делают такие курсы особенно привлекательными для молодежи. Участвовать в вебинаре или пройти короткий курс кажется проще, чем много лет посвящать учебе в университете, посещая лекции и выполняя сложные задания.
Однако стоит учесть, что подобное обучение не может заменить профессиональное образование, необходимое для работы в узко специализированных областях, таких как медицина, инженерия или право. Никто из блогеров не сможет предоставить те глубокие знания и навыки, которые требуют многие профессии.
Последствия формирования дефицита квалифицированных специалистов вполне ясны: современные тренды могут негативно сказаться на рынке труда и экономике в целом. Поэтому, несмотря на заманчивую легкость альтернативного обучения, традиционное образование остается важным аспектом для устойчивого профессионального роста.
Профессии, требующие высшего образования, нуждаются в длительном и тщательном обучении, что важно для полноценного функционирования общества. Однако финансовые расходы на такое обучение часто не оправдываются в будущем.
Например, медики, несмотря на свои значимые роли, сталкиваются с низким уровнем заработной платы, даже в стрессовые моменты, такие как пандемия. Это создает проблему неравномерного распределения студентов между специальностями: востребованные сферы, связанные с безопасностью и здоровьем, могут оказаться недоукомплектованными, в то время как легкие направления с обещаниями высоких зарплат могут привести к избытку выпускников, которым будет сложно найти работу из-за высокой конкуренции.
По данным аналитиков, 86% гуманитариев не находят применение своей специальности. Вот тут и возникают проблемы, которые усугубляют современные онлайн-школы и блогеры, обещающие быстрое обучение и высокую зарплату.
Высшая школа сегодня имеет два потенциальных пути: первый — это индивидуализация образования. Этот подход позволит адаптироваться под современные требования, обучая гибким навыкам, развивая критическое мышление и заменяя традиционное запоминание на эффективные методы самообразования.
В современных условиях важно учитывать индивидуальные особенности студентов и их потребности при получении высшего образования. Улучшение образовательной модели должно ориентироваться на практические дисциплины и активное вовлечение студентов в профессиональную деятельность. В идеале, уже во время обучения студенты смогут приобретать необходимые навыки и даже зарабатывать в своей специальности.
Другой подход к высшему образованию заключается в возвращении статуса «не для всех» и восстановлении элитарности. Это даст возможность вузам сосредоточиться на тех абитуриентах, которые действительно заинтересованы в науке и исследованиях. Хотя это может привести к сокращению числа поступающих в вузы, уровень мотивации таких студентов значительно возрастет. На данный момент вузам еще предстоит определиться с выбором направления своего развития.
Наблюдается тенденция к снижению числа новых студентов, однако это явление частично компенсируется увеличением интереса к колледжам и техникумам. По данным опросов, почти каждый пятый выпускник рассматривает возможность учёбы в таких заведениях, что составляет 21%. В нашем учебном центре заметили стабильный спрос на репетиторов среди школьников, стремящихся поступить в вузы на бюджетное место, поскольку стоимость платного обучения возрастает.
Многие абитуриенты, вместе с родителями, более осознано подходят к подготовке к экзаменам, уделяя этому значительное время и обращаясь за поддержкой к наставникам. Такой подход позволяет вузам выделять мотивированных и целеустремленных студентов еще до сдачи ЕГЭ. Высокая мотивация и осознанное желание учиться — это отличная основа для будущей профессиональной деятельности.