В текущем году Россия планирует полностью отказаться от европейской системы образования, что подразумевает исключение из лексикона термина «бакалавр» и введение новых понятий - высшее образование и специализированное высшее образование. Эти изменения будут иметь значительное влияние на процесс обучения и трудоустройство молодых специалистов.
Отказ от Болонской системы был официально объявлен два года назад, в июне 2022 года. За это время шесть вузов начали внедрять новую систему образования, в основном на инженерных специальностях. В качестве пилотных площадок для эксперимента были выбраны такие университеты, как Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Будущие студенты этих вузов уже в этом году будут поступать по новым правилам. Введение новой системы высшего образования в шести вузах, преимущественно по инженерным специальностям, вызвало разносторонние реакции. Некоторые эксперты полагают, что только шесть учебных заведений недостаточно для полноценного понимания всех аспектов, требующих изменений в области профессиональных стандартов высшего образования.
Однако ректоры и работодатели остаются оптимистично настроенными, поскольку в настоящее время востребованные инженерные специальности обещают гарантированный спрос на выпускников. Стоит отметить, что целевой набор становится все более популярным среди студентов и работодателей. Этот подход предполагает, что при финансировании обучения со стороны предприятия студент обязуется отработать определенный период времени на этой компании после завершения обучения в соответствии с заключенным договором.
Если государственный орган определяет направление, то необходимо следовать государственному распределению. Среди преимуществ целевого набора стоит выделить бесплатное обучение и гарантированное трудоустройство.
Однако есть и недостатки - обратная сторона процесса распределения. Представьте, какой сложной задачей будет для предприятий удержать у себя сотрудников с хорошим образованием и стартовой зарплатой в размере 50-70 тысяч рублей. Возникает вопрос: что будет с теми, кто сейчас обучается по старым системам бакалавриата и магистратуры?
В министерстве образования сообщили, что студенты, изучающие программу бакалавриата, смогут завершить обучение без перехода на новую систему высшего образования. Прием абитуриентов в вузы в этом году будет проходить по текущей системе, включая направление бакалавриата. Дипломы этого уровня будут признаваться и далее наравне с дипломами нового образца, изменения не затронут их значимости. «Это будет специализированное высшее образование», - цитирует Фалькова ТАСС.
Согласно министру, для некоторых специальностей четырехлетнего образования недостаточно - требуется изучение пять или более лет. Среди таких направлений Фальков выделил медицину, педагогику и инженерные науки.
Еще два года назад министр высшего и среднего образования Валерий Фальков заявил о намерении России отказаться от Болонской системы высшего образования, принятой в большинстве европейских стран. И хотя прошло уже два года с момента заявления об отказе, всё ещё нет реализации этого плана. Когда был поднят вопрос о сроках, один из членов совещания отметил, что «процесс разработки двигателей может занять до 30 лет, но результат будет стабильным». На данный момент известно лишь то, что пилотные вузы до 30 июня 2023 года должны разработать и утвердить стандарты и требования к новым уровням образования и новым образовательным программам.
Следует обратить внимание на студентов, которые собираются обучаться на новых уровнях образования, поскольку они будут иметь те же права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, что и студенты программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Отказываясь от старого, мы живем по новым принципам. «Система образования достаточно консервативна. Постепенный переход к Болонской системе занял 15 лет, поэтому внедрение другого формата также потребует времени. Однако, объединяя опыт советской системы и достижения российского образования, можно разработать проект на долгосрочную перспективу.
Каковы цели пилотного проекта? С одной стороны, необходимо сохранить интерес к российскому образованию у иностранных студентов, обучающихся по 4-летним программам. Оно должно быть признано за рубежом. С другой стороны, будут введены более продолжительные программы обучения с 5-6 летним сроком для подготовки российских студентов. Например, это касается медицины, педагогики, информационной безопасности, инженерных специальностей», — заявил ответственный секретарь Координационного совета Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент Московского государственного университета Александр Макуренков.
Минобр хочет сохранить интерес к российскому образованию у иностранных студентов, обучающихся по 4-летним программам. Базовая программа будет длиться от 4 до 6 лет, магистратура — от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, конкретной квалификации, области и т.д.); В будущем изменится сам диплом. Сейчас в нем указан лишь уровень образования, например, «бакалавр», и направление подготовки, без указания сроков обучения.
В новом дипломе будет указываться количество лет обучения студента, направление и присвоенная основная квалификация. Также будет предусмотрено место для информации о дополнительной квалификации.
Переход из одной системы в другую не является простым делом. Это процесс, требующий пересмотра учебных планов, программ и пересчета стоимости образовательных программ. При переходе с четырехлетнего обучения на пятилетнее необходимо пересмотреть количество бюджетных мест, что вызывает дополнительные расходы. Изменение системы высшего образования связано в первую очередь с переработкой учебных программ.
Многие работодатели сомневаются в достаточности четырехлетнего образования для современного рынка труда. Существует потребность в быстрой подготовке специалистов, а также в более глубокой теоретической подготовке по определенным наукам. Сегодня вузы разрабатывают программы магистратуры разной продолжительности в ответ на запросы работодателей. Например, МИСИС предлагает программы обучения длительностью 10-12 месяцев по запросу бизнес-партнеров.
Опыт показывает, что получение востребованных знаний и навыков за один год вполне возможно в зависимости от отрасли. Согласно данным, сроки обучения в рамках новой модели высшего образования будут составлять от 4 до 6 лет в базовом высшем образовании и от 1 до 3 лет в магистратуре дополнительно к базовому обучению.
Согласно заявлению ответственного секретаря Координационного совета Минобрнауки России Александра Макуренкова, гуманитарные вузы будут подвержены изменениям.
В таких областях, как экономика, социология и журналистика, будет сохранена комбинированная система обучения.
Планируется два варианта программ: 4 года или 5 лет.
Однако уже не будет использоваться термин «бакалавриат».
Предполагается изменение наименований уровней образования, вероятнее всего, будет введено понятие «высшее испециализированное образование».
Это означает, что высшее образование будет длиться 4 или 5 лет, а для специализированного высшего потребуется дополнительно 1-2 года.
Продолжительность обучения будет зависеть от выбранного направления обучения, как пояснил Александр Макуренков.
Вопросы, связанные с целевым набором, остаются актуальными.
Работодатель инвестирует определенные средства в образование студента, и если после трудоустройства молодой специалист не будет доволен условиями работы, ему придется сделать выбор.
Одной из основных причин неудовлетворения может стать низкая начальная зарплата.
В случае, если молодой специалист решит отказаться от предложенной работы, ему придется вернуть работодателю средства, затраченные на его обучение.
Это может означать возврат суммы до миллиона рублей, и в таком случае вопрос о возврате не будет обсуждаться.
Однако, если финансовые возможности молодого специалиста не позволят ему вернуть деньги, придется отработать определенное время в соответствии с условиями контракта.
Однако, проблема заключается в том, что целевой набор студентов в основном происходит в медицинских и инженерных специальностях, в то время как половина выпускников выбирают на ЕГЭ обществознание.
Это приводит к расхождению интересов между предпочтениями студентов и потребностями рынка труда.
Уменьшается количество абитуриентов, выбирающих физику и профильную математику на ЕГЭ, что приводит к дефициту специалистов в области инженерии.
В некоторых случаях студенты, поступившие по целевому набору, не справляются с учебной программой, и их родители вынуждены возмещать затраты.
В настоящее время обсуждается предложение о сокращении срока отработки с 5 до 3 лет для выпускников целевого набора.
Время для разрешения всех спорных вопросов ограничено, до 30 июня 2023 года российские вузы должны разработать и утвердить стандарты требования по новым уровням образования и обновленным образовательным программам.