В Российской Федерации запланировано расширение специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. В этой связи, Государственная дума уже приняла законопроект в окончательном чтении, который включает в себя новые меры, направленные на создание комфортной образовательной среды для указанных категорий учащихся. В новом законопроекте предусмотрено, что услуги тьюторов и сурдопереводчиков станут обязательными для школ, что позволит более эффективно поддерживать детей в процессе их обучения.
Законопроект также вносит изменения в терминологию. Так, устаревшие обозначения, такие как «с умственной отсталостью», теперь будут заменены на более современные и корректные формулировки, например, на «с нарушением интеллекта». Аналогично, термины «со сложными дефектами» заменяются на «с тяжелыми множественными нарушениями развития», что направлено на уменьшение стигматизации и предоставление более адекватных описаний состояния здоровья детей.
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ и инвалидов предполагают внедрение программ и методик, которые учитывают уникальные особенности каждого ребенка, его развитие и состояние здоровья. Это включает в себя адаптированные образовательные программы, посредством которых этот контингент сможет получать знания в удобном для себя формате. Важным аспектом реализации этого закона является обеспечение специальных учебников и других дидактических материалов, а также специализированных технических средств, необходимых для повышения эффективности обучения. Условия в учебных заведениях должны позволить детям не только заниматься индивидуально, но и участвовать в групповом обучении, что способствует интеграции.
Школы теперь обязаны обеспечить наличие ассистентов, которые смогут оказать техническую поддержку, а также сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для детей с нарушениями слуха и зрения. Педагоги также будут работать в соответствии с рекомендациями, выданными психолого-методико-педагогической комиссией, что гарантирует подход к каждому ребенку, исходя из его индивидуальных потребностей.
Поддержка и развитие нового закона также нашли отклик в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Сенатор Елена Писарева подчеркнула, что законопроект направлен на расширение категории учащихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения образования – это будут как дети с ОВЗ, так и дети-инвалиды. Особое внимание уделено рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, что является важным шагом в обеспечении качественного образования для этих детей.
Отдельно стоит отметить, что для детей-инвалидов условия будут создаваться на основе индивидуальных программ реабилитации и абилитации. Это позволит учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка, обеспечивая более персонализированный подход в обучении.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова акцентировала внимание на важности мониторинга и оценки наличия необходимых специалистов, таких как логопеды и психологи, в разных регионах страны. Она также обратила внимание на необходимость доступности услуг психолого-медико-педагогических комиссий для семей, особенно тех, кто проживает в сельской местности. Это очень важно для того, чтобы все дети могли получить необходимую поддержку и образование, независимо от места жительства.