В последнее время все больше российских промышленных компаний делают ставку на образовательные программы для школьников и студентов для обеспечения постоянного притока квалифицированных специалистов.
Одним из ярких примеров является программа «Инженерный бакалавриат», запущенная горно-металлургической компанией ЕВРАЗ в партнерстве с ведущими техническими вузами.

Растущая конкуренция за талантливых сотрудников на российском рынке труда требует от компаний стратегического подхода к найму, направленного на долгосрочную перспективу. Инвестиции в взаимодействие со студентами и школьниками позволяют создать устойчивый поток заинтересованных кандидатов.
Особенно актуальными такие стратегии становятся для крупных промышленных предприятий, которые, согласно прогнозам Минтруда, до 2030 года будут испытывать наибольшую потребность в новых кадрах. В первую очередь отсутствуют молодые инженеры, что связано с низким интересом к инженерному образованию, с миграцией молодежи из небольших городов и с устаревшими методами подготовки специалистов.
Каждая компания предлагает свои решения данной проблемы: ЕВРАЗ, к примеру, создал комплексную систему инженерного образования, охватывающую молодежь разного возраста, начиная со школьников и заканчивая выпускниками вузов, что нацелено на повышение качества подготовки в отрасли.
Работа с учебными заведениями является ключевым направлением HR-стратегии компании ЕВРАЗ, направленным на долгосрочный набор кадров и обеспечение кадровой безопасности.
Как отмечает вице-президент по персоналу Елена Самсонова, изначально многие профильные металлургические специальности в вузах находились на грани закрытия из-за недостатка студентов. Абитуриенты считали эти направления трудными и малопривлекательными для будущей карьеры.
Чтобы изменить эту ситуацию, ЕВРАЗ разработал программу, ориентированную на привлечение молодежи и подготовку высококвалифицированных инженеров, способных справляться со сложными задачами и работать на современном оборудовании.
В 2024 году компания реализовала программу инженерного бакалавриата в сотрудничестве с ведущими вузами, такими как Сибирский государственный индустриальный университет и Нижнетагильский технологический институт. Программа сочетает в себе теоретические знания и практические навыки.
Лекции преподавателей Supplemented мастер-классами экспертов компании и практическими занятиями на производстве, по итогам которых студенты защищают проекты, касающиеся реальных задач.
Кроме того, возможность оперативного обновления учебной программы позволяет формировать у студентов необходимые навыки, соответствующие современным требованиям отрасли.
Одной из ключевых особенностей программы является возможность выбора специализации на более позднем этапе, чем в большинстве учебных планов. На первом и втором курсах студенты изучают общие дисциплины и знакомятся с различными направлениями подготовки. Это позволяет им осознанно выбрать свою специализацию к началу третьего курса.
В программе предусмотрено пять специализаций: «Цифровая металлургия», «Теплоэнергетика и теплотехника», «Технологические машины и оборудование», «Электроэнергетика и электротехника» и «Мехатроника и робототехника».
Ректор СибГИУ, Алексей Юрьев, подчеркивает, что взаимодействие с индустриальными партнерами является важной частью стратегии подготовки инженеров для современного производства. По его словам, компания ЕВРАЗ активно участвует в этом процессе, что способствует развитию как образовательной, так и научно-исследовательской работы.
СибГИУ, будучи ведущим техническим вузом Кузбасса, нацелен на привлечение молодежи, что достигается благодаря качественному образованию. Студенты инженерного бакалавриата получают актуальные знания и навыки, востребованные на рынке труда, а также возможность зарабатывать уже в процессе обучения.
ЕВРАЗ является стратегическим партнером в развитии научно-исследовательских направлений и образовательных процессов.
Одним из успешных примеров партнерства стало создание образовательной программы «Инженерные решения для современного производства» на базе нижнетагильского филиала УрФУ. Это сотрудничество позволило разработать долгосрочный инвестиционный план и предложить студентам уникальные и масштабные задачи, что заметно улучшило образовательный продукт.
Заместитель проректора УрФУ Валентина Овчинникова подчеркивает, что сотрудничество с ЕВРАЗ также способствует развитию научно-педагогического состава и улучшает материально-техническую базу университета, что важно для подготовки качественных специалистов.
Студенты высоко оценили данную программу за инновационные подходы к обучению. Например, Илья Можный, студент второго курса, отметил, что проектное обучение помогает решать реальные производственные задачи и развивать навыки, необходимые в практической деятельности, такие как реверсивный инжиниринг и аддитивная наплавка.
Тимур Галиулин также перевелся в УрФУ из другого вуза, чтобы учиться на «Инженерном бакалавриате» и получать корпоративную стипендию от ЕВРАЗа.
«В вузе много практики, что мне очень нравится. Мы защитили проект по инженерной аналитике, предложив гипотезы для повышения эффективности производственного участка, основываясь на данных из SAP, и создали собственного робота. Наставления мы получаем от специалистов ЕВРАЗ НТМК, а также работаем с чертежами и программируем. После окончания вуза я планирую стать инженером в ЕВРАЗ, где есть отличные возможности для профессионального роста», — делится он.
Для подготовки абитуриентов ЕВРАЗ организовал инженерные классы в 12 школах Урала и Сибири, охватывающие последние два года обучения. Программа включает специальные уроки по физике, математике и черчению, преподавание которых ведут эксперты компании и преподаватели вузов-партнеров, а также ввод новых предметов, таких как инженерная графика.
В общей сложности ЕВРАЗ вложит свыше 1 млрд рублей в развитие инженерного образования за следующие пять лет. Эти средства будут направлены на переоборудование учебных кабинетов и лабораторий в вузах-партнерах, развитие профессорско-преподавательского состава, а также на поддержку студентов. Как подчеркивает Елена Самсонова, адаптация образовательных программ к требованиям современного производства позволяет молодежи получать востребованные профессии и ЕВРАЗу обеспечивать кадры для решения актуальных задач.
Совместно с ключевыми вузами, такими как УрФУ и СибГИУ, мы активно занимаемся реформированием высшего образования, сфокусированным на инженерных и металлургических специальностях в регионах нашего присутствия. Мы уверены, что комплексное развитие инженерного образования станет важным вкладом в прогресс городов и создаст мультипликативный эффект: развитие способен помочь в раннем выявлении талантов, осознанном выборе профессии и повышении привлекательности городов для жизни, что, в свою очередь, будет содействовать росту промышленного потенциала страны в условиях кадрового дефицита.
По мнению Ильи Иванинского, главы Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, стратегически важным является работа с потенциальными кандидатами уже с школьного возраста, что соответствует оптимальным решениям на современном рынке труда. Он подчеркивает, что бизнес должен реально оценивать временные рамки для достижения первых результатов.
Период от знакомства студентов с компанией до их трудоустройства составляет около четырех лет, а для отработки образовательной программы может потребоваться минимум пять-шесть лет, а иногда и до десяти лет. Поэтому важно быть готовым к долгосрочным инвестициям, увязывая их с корпоративной стратегией и кадровым прогнозированием.