Получение двух профессий одновременно может значительно улучшить карьерные перспективы и сэкономить время на обучение. В России закон позволяет студентам обучаться по нескольким образовательным программам параллельно, однако на практике возникают значительные трудности.
Хотя формально отсутствуют ограничения по выбору образовательных организаций или специальностей, учащиеся сталкиваются с высокой нагрузкой и сложностями в совмещении расписаний между разными вузами или факультетами. Действительно, термин «параллельное высшее образование» не зафиксирован в нормативных документах, но активно используется для обозначения одновременного получения нескольких квалификаций.

Несмотря на сложности, такая форма обучения приносит свои преимущества. Она позволяет быстрее достичь цели и получить несколько дипломов, чем последовательное обучение.
Кроме того, исследования показывают, что в условиях экономических кризисов обладатели двойных специальностей оказываются в более выигрышном положении, так как вторая профессия может обеспечить защиту от карьерных неудач и снизить риски потери дохода.
Таким образом, параллельное образование является разумным выбором для тех, кто стремится повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Студенты, одновременно осваивающие две специальности, развивают уникальные навыки, такие как междисциплинарное мышление. Они учатся интегрировать разнородные знания и формулировать нестандартные вопросы, что способствует развитию аналитического и критического мышления. Однако такая серьезная нагрузка требует высокой самоорганизации и умения управлять своим временем, что немаловажно в условиях современности.
Комбинация специальностей из различных областей выделяет студентов на рынке труда, особенно в быстро развивающихся сферах, таких как биоинформатика, ИТ-право и арт-менеджмент. Параллельное обучение также способствует созданию обширной сети профессиональных контактов, которые могут оказаться полезными в будущем.
Тем не менее, перед тем как принять решение о получении двух высших образований, стоит оценить свои физические и психологические ресурсы, поскольку такая учеба сопровождается рядом недостатков, в первую очередь — значительной нагрузкой. Научиться балансировать между двумя направлениями сложно, и многим не удается достичь нужной концентрации, что может привести к недостаточному пониманию предметов и пробелам в знаниях. Важно учитывать, что в России второе высшее образование можно получить только на платной основе, за исключением случаев, таких как учеба на творческих специальностях или когда первая профессия — военная.
Обязанность оплачивать обучение по второй специальности возникает только после получения первого диплома, что теоретически позволяет поступать на две специальности на бюджет одновременно или с разницей в год, оплачивая учебу только на последнем курсе.
Однако на практике реализовать это формальное право удается немногим, поскольку зачисление на бюджет требует предоставления оригинала аттестата в установленный срок.
В России программы, предлагающие две равнозначные квалификации, встречаются редко, в основном в педагогических вузах. Например, Московский городской педагогический университет предлагает сочетания специальностей, такие как «география и иностранный язык» или «дошкольный педагог и детский психолог».
Также существуют междисциплинарные программы двойного диплома. Например, Высшая школа экономики и Центральный университет в 2024 году запускают курс «Дизайн и разработка информационных продуктов», где выпускники получат дипломы по направлениям «математика и компьютерные науки» и «прикладная математика и информатика».
В 2025 году Санкт-Петербургский государственный университет и Сибирский федеральный университет начнут набор на магистерскую программу «Профессиональные финансы», по окончании которой студенты получат дипломы по финансам и кредиту (СФУ) и менеджменту (СПбГУ).
Такие возможности расширяют горизонты для студентов, желающих сочетать разные области знаний.
С 2022 года школа управления «Сколково» и МФТИ запустили совместный бакалавриат, а также ряд российских вузов, таких как МГИМО и СПбГУ, начали предлагать программы двойного диплома в партнерстве с зарубежными университетами.
В последние годы обучающимся стали доступны возможности получения дополнительной специализации во время учебы: студенты могут совмещать основную программу с краткосрочными курсами или программами переподготовки по другим направлениям. Таким образом, они получают два диплома — основного образования и дополнительной квалификации.
Например, в МГУ студенты факультета вычислительной математики могут одновременно проходить курс по искусственному интеллекту и получить диплом разработчика в этой сфере. В Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина на первом и втором курсах предлагаются 10 направлений для переподготовки, включая «ИТ и ИИ в медиапространстве».
Эти изменения стали возможны благодаря поправкам к закону об образовании 2021 года, которые предоставили университетам больше автономии, в том числе в интеграции междисциплинарных курсов. Пандемия также способствовала внедрению дистанционного обучения, что позволило студентам гибче строить свои образовательные пути.
Программы получения дополнительной квалификации становятся важным конкурентным преимуществом вузов. Один из способов получить две профессии быстрее — это поступить в магистратуру по другому направлению после завершения бакалавриата.
Однако такая возможность не гарантирована, поскольку вузы имеют право устанавливать свои правила. Например, они могут принимать на магистратуру только выпускников профильного бакалавриата или требовать прохождения дополнительных курсов.
Вступительные испытания или собеседования для абитуриентов, переходящих на непрофильные магистерские программы, внедрены во многих ведущих российских вузах. Однако эта практика может подвергнуться изменениям.
В последние два года идеи о том, чтобы ограничить возможность обучающимся на бакалавриате поступать в магистратуру по другим направлениям, обсуждаются в кабмине и Госдуме. После выхода России из Болонской системы и отказа от бакалавриата, такие предложения вновь стали актуальными.
В будущем программы магистратуры могут получить статус специализированного высшего образования, что усложнит или закроет доступ к непрофильным направлениям. В отличие от этого, на Западе практика получения двух профессий одновременно давно принята, и, в частности, в Великобритании активно развиваются программы с двойной специализацией.
Оксфордский университет в 1920 году стал пионером в запуске программы «Философия, политика и экономика» (PPE), позволяющей студентам на первом курсе изучать все три области, а затем выбирать две для углубленного изучения.
В настоящее время многие британские университеты предлагают программы двойной специализации, выдавая дипломы с двумя равнозначными квалификациями (double major) или с указанием одной основной (major) и дополнительной (minor). Однако программы двойного диплома, реализуемые совместно с иностранными университетами, в Великобритании распространены меньше.
В США возможность получать две квалификации стала доступна с второй половины XX века и существует в большинстве вузов. Оценки показывают, что от 20% до 40% выпускников берут эту возможность.
Двойная специализация также присутствует в университетах ЕС. Во Франции система двойного диплома изначально существовала только в «prestigieux grandes écoles», но постепенно распространилась на другие учебные заведения, особенно после 1999 года, когда началась реализация Болонского процесса. Это способствовало внедрению внутривузовских программ двойной специализации (double cursus) и программ двойного диплома в партнерстве с зарубежными вузами.
Швейцария также пережила аналогичные изменения в образовании.
Ситуация с получением двойных дипломов в Италии изменилась осенью 2022 года, когда студентам разрешили одновременно обучаться на двух разных курсах бакалавриата, магистратуры или аспирантуры.
Однако министерство образования Италии не разрешило поступление на одну и ту же программу в различных вузах. Кроме того, обучение на медицинских специальностях в совокупности с другими профессиями запрещено.
Для россиян одним из выходов для получения двойной специальности остается обучение за границей, однако после введения новой двухступенчатой системы в российских вузах, выпускников могут ожидать трудности при поступлении в магистратуру за пределами страны.
Существует возможность, что дипломы нового формата не будут безусловно признаны за границей, что может потребовать прохождения дополнительных экзаменов или подтверждения квалификации. Также может понадобиться процедура нострификации, которая требует значительных финансовых и временных затрат.
В Минобрнауки уверяют, что внутренние изменения не повлияют на международное признание российских дипломов, ссылаясь на межправительственные соглашения и Международную стандартную классификацию образования (МСКО), которая учитывает уровень подготовки, но не использует термины «бакалавр» и «магистр».
Министерство образования сообщает о возможности получения европейского приложения к российскому диплому, однако это утверждение вызывает ряд контраргументов.
Во-первых, в рамках соглашений о взаимном признании образовательных документов, таких как те, что существуют между Россией и Италией, используют термины «бакалавр» и «магистр». Во-вторых, с большинством стран, в которых образование считается наиболее престижным — Великобританией, США, Швейцарией, Австралией, Канадой и Скандинавскими государствами — у России соглашений нет. Также стоит отметить, что документы, принятые МСКО под эгидой ЮНЕСКО, могут интерпретироваться по-разному в различных странах и юрисдикциях.
Студентам и выпускникам российского бакалавриата, которые планируют поступать в иностранные вузы, рекомендуется не откладывать свои планы. Тем, кто рассматривает возможность получения диплома за границей с дальнейшим возвращением в Россию, важно тщательно выбирать университет. В случае получения диплома за границей, потребуется подтверждение его эквивалентности в России. С выходом России из Болонской конвенции автоматическое признание европейских дипломов стало невозможным, но имеется актуальный список из 398 зарубежных вузов, дипломы которых не требуют нострификации. В этот список входят многие ведущие университеты Западной Европы и Северной Америки, такие как Кембридж, Оксфорд и Гарвард.
Получение двух специализаций требует высокой самодисциплины и готовности к серьезным нагрузкам. Оценив свои возможности, студенты могут столкнуться с разочарованиями, однако те, кто успешно завершает обучение, зачастую строят успешную карьеру. Благодаря полученным знаниям и навыкам, особенно в процессе параллельного обучения, у них повышаются шансы на успех.
Несмотря на отсутствие поддержки программ двойной специализации в России, есть различные пути для оптимального использования учебного времени как в стране, так и за границей. Главным критерием должны стать не количество квалификаций, а качество знаний и навыков, которые окажут положительное влияние на профессиональную деятельность.