11 февраля в Госдуме состоялся правительственный час, на котором обсуждалась разработка Стратегии развития образования в России до 2036 года.
Основной целью данного документа является улучшение образовательной системы на всех уровнях — от детских садов до вузов.
![Обсуждение стратегии развития образования в России до 2036 года](/images/02/12/255420.jpg)
Впервые о необходимости единого документа, который обобщал бы все ключевые задачи по развитию образования, заговорили на этой встрече.
В ходе работы над Стратегией участвуют около 500 экспертов, включая педагогов, ректоров, депутатов, представителей бизнеса, а также студентов и молодежь.
Более 1,5 тысяч экспертов уже проанализировали свыше 600 исторических документов, начиная с периода Российской империи и до настоящего времени.
При создании проекта принимаются во внимание системные поручения Президента России и Председателя Правительства.
Важное внимание уделяется сохранению традиционных ценностей, защите педагогов и повышению качества школьного образования.
Согласно информации от Минпросвещения, ключевыми принципами документа являются незыблемость воспитания в школе, создание единого образовательного пространства, развитие инфраструктуры и системы детского отдыха, а также повышение престижа профессии педагога.
«Новая Стратегия образования должна основываться на лучших традициях нашего прошлого, учитывать уже накопленный положительный опыт и приоритеты современного развития», — отметили участники заседания.
Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что образовательные программы должны учитывать интересы всех участников процесса.
Содержание программ синхронизировано с заданиями на ОГЭ и ЕГЭ, партию знаний для сдачи этих экзаменов дети должны получать в школе.
Утвержден комплексный план мероприятий до 2030 года для повышения качества математического и естественнонаучного образования.
Это включает подготовку высококвалифицированных инженеров и ученых, что требует работы над сильными математическими школами.
В ряде регионов внедряется начальное профессиональное образование в пилотном режиме.
При этом подчеркивается, что искусственный интеллект и цифровизация не могут заменить живое взаимодействие ученика и учителя.
Стратегия также направлена на поддержку ветеранов, вовлеченных в воспитательную работу, и развитие молодежных кадров.
Министерству просвещения совместно с Российской академией образования поручено сбалансировать нагрузку на учеников.
Важно создать условия для самореализации учителей, повышения их квалификации и работы в безопасной современной среде, чтобы они могли эффективно передавать знания школьникам.
Приняты законы для защиты достоинства учителей и снижения бюрократической нагрузки на них.
К сожалению, не всегда нормы закона функционируют в полном объеме.
Сергей Кравцов отметил, что в новой стратегии предусмотрены задачи, касающиеся повышения оплаты труда педагогов и уменьшения их нагрузки.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко добавил, что правительство совместно с Налоговой службой изучает возможность поощрения учителей на основе успехов их учеников.
Чернышенко сравнил эту систему с подходом к подготовке спортсменов: вознаграждения будут получать те, кто способствовал успехам ученика.
Также министерству просвещения поручено рассмотреть переподготовку учителей только на базе государственных вузов и региональных институтов, рекомендуемых министерством.
Вице-спикер Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что существует множество онлайн-программ для быстрой переподготовки учителей, подчеркивая низкое качество таких образовательных услуг.
В новую стратегию будут включены меры против нехватки кадров в образовании, а также план по «омоложению» педагогического состава.
На данный момент 44% учителей в России старше 55 лет, в то время как доля молодых специалистов до 35 лет составляет всего 22,59%.
Кроме того, несмотря на высокий интерес к педагогическим вузам, в школы устраивается менее 60% выпускников, что подчеркивает текущие проблемы в системе образования.
Принятие законов, направленных на снижение бюрократической нагрузки, защиту чести и достоинства педагогов, предоставление жилья или льготной ипотеки, а также правильное распределение числа детей в классе.
Обсуждение новой стратегии акцентировало внимание на цифровой среде, в которой молодежь проводит значительную часть времени. «Недостоверная информация, рост случаев травли в сети и агрессивное поведение требуют от нас совместных решений и действий», — отметил Григорий Гуров, руководитель Федерального агентства по делам молодежи.
Рассматривалась также роль искусственного интеллекта, который не сможет полностью заменить живое общение между учителем и учеником.
В феврале 2025 года планируется начать общественное обсуждение изменения законов об образовании, предполагающее переход к новой модели высшего образования. Эта модель будет состоять из трех уровней: базового высшего, специализированного высшего и аспирантуры, при этом бакалавриат будет исключен.
«В новой системе мы вводим единый уровень – высшее образование. Перейдем к подготовке полноценных специалистов, таких как горные инженеры, учителя, историки и молекулярные биологи», — сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Минобрнауки совместно с университетами и работодателями работает над новым перечнем специальностей, соответствующим актуальным требованиям рынка труда. Также Министерство просвещения в сотрудничестве с Роспотребнадзором разработает меры для обеспечения баланса между учебной нагрузкой и отдыхом детей.
Введение единых образовательных программ в школах позволит значительно сократить нагрузку на учащихся.
Глава Рособрнадзора Анзор Мусаев отметил, что для достижения синхронизации и упорядочивания образовательного процесса потребуется время.
Основными проблемами в учебном процессе остаются сложные и объемные домашние задания, перегруженное расписание и внеурочная деятельность.
Нередко программы ориентированы лишь на академические успехи, что приводит к игнорированию физического и эмоционального благополучия школьников.
Это вызывает у детей стресс, хроническую усталость и даже проблемы со здоровьем.
С 1 сентября 2024 года принят новый приказ, согласно которому контрольные работы займут не более 10% учебного времени, что упростит нагрузку на учеников.