Согласно информации, предоставленной Рособрнадзором, обществознание стало наиболее востребованным предметом для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2024 году. Около 43,8 процента выпускников выбрали именно этот предмет. Популярность обществознания объясняется его значением при поступлении в высшие учебные заведения на многие направления подготовки.
Особенно это актуально для тех, кто планирует получить педагогическое образование, так как обществознание является обязательным экзаменом для таких абитуриентов. В связи с этим ряд депутатов и сенаторов предложили пересмотреть данное правило для будущих учителей математики и физики. Предложение было направлено на рассмотрение в Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки).
Порядок поступления в педагогические институты и университеты регулируется Минобрнауки, которое устанавливает перечень вступительных испытаний для каждой образовательной специальности. Абитуриенты, выбирающие направление «Педагогическое образование», обязаны сдавать русский язык и обществознание.
Однако возникла инициатива исключить обществознание из обязательных вступительных испытаний для тех, кто хочет изучать педагогические науки, связанные с математикой и естественными науками. Это предложение представлено в проекте решения, который был вынесен на рассмотрение Государственной думы и Совета Федерации по итогам недавнего заседания президиума Совета законодателей.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга в интервью «Парламентской газете» пояснил, что на сегодняшний день каждый абитуриент сдает русский язык и обществознание, а после этого выбирает ещё один предмет по своему усмотрению. Однако не всегда это профильный предмет для будущей специальности.
Например, потенциальный преподаватель химии или физики должен иметь возможность сдавать ЕГЭ именно по этим предметам, а его результат должен учитываться при поступлении в вуз. Это может способствовать более качественной подготовке будущих педагогов в таких научных областях, как математика и естественные науки.
Таким образом, изменение правил для вступительных испытаний может помочь привести систему подготовки учителей в соответствие с реальными потребностями образовательного процесса и современными требованиями к преподаванию в профильных областях. Если предложение будет принято, это окажет влияние на то, как абитуриенты будут готовиться к экзаменам и какие предметы они выберут в качестве профильных, что, в свою очередь, может улучшить качество образования в России.
Данный вопрос остается актуальным и требует всестороннего обсуждения среди заинтересованных сторон, включая педагогические коллективы, учебные заведения и представителей законодательной власти.
Повышение количества обязательных единых государственных экзаменов (ЕГЭ) для выпускников, желающих обучаться по педагогическим специальностям в области математики и естественных наук, становится все более актуальной темой, как отмечает Александр Мажуга. В связи с этим возникают вопросы о том, как ограничить нагрузку на студентов, и именно сегодня эта проблема активно обсуждается.
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию уже обращался за разъяснениями к Министерству образования и науки, а также к Федеральному учебно-методическому объединению в области педагогических наук. Ситуация требует внимательного рассмотрения и подготовки оптимального механизма, который будет предложен профильными министерствами в ближайшее время.
На личном мнении депутата, существует несколько путей решения проблемы. Одним из вариантов является отмена обязательного экзамена по обществознанию, оставив лишь русский язык, математику и выбранный профильный предмет; другим - сохранить обществознание, математику и профильный предмет, установив при этом высокий порог для ЕГЭ по русскому языку, например, не менее 70 баллов. Все это должно основываться на оценках экспертов и учитывать реальные потребности образовательной системы.
По информации, предоставленной Рособрнадзором, обществознание уже несколько лет занимает лидирующие позиции среди предметов, выбираемых выпускниками для сдачи ЕГЭ. В 2024 году этот предмет выбрали более 43% выпускников. Более того, обществознание стало самым запрашиваемым предметом для пересдачи, что также стало новым шагом в системе оценивания учащихся.
Популярность предмета объясняется тем, что его результаты необходимы для поступления в высшие учебные заведения по множеству направлений. Например, с баллами по обществознанию, математике и русскому языку студенты могут поступить на факультеты экономики, жилищно-коммунального хозяйства, а также государственного управления и педагогики.
Также сочетание обществознания, русского языка и истории открывает путь к международным отношениям или издательскому делу, в то время как те, кто выбрал обществознание, русский язык и литературу, могут направиться в области филологии или изящных искусств.
Согласно предварительным данным, результаты ЕГЭ по обществознанию в 2024 году остались на уровне предыдущего года, с оценками в диапазоне 55-56 баллов, что соответствует «четверке с минусом» по отечественной системе оценивания.
Таким образом, важность общества и его роли в образовательном процессе не может быть недооценена, и дальнейшие шаги должны учитывать мнение экспертов и нужды самой системы образования. В условиях постоянных изменений в сфере высшего образования необходимо находить баланс между качеством образования, требованиями к будущим специалистам и способами формирования правильной образовательной траектории для молодежи.