Образование и инновации на Петербургском экономическом форуме

Июн 12, 2024 / 04:14

На Петербургском международном экономическом форуме обсуждалось не только состояние отечественной экономики, но и важные вопросы образования. Особенное внимание уделялось среднему и высшему образованию, образовательным реформам и внедрению новейших технологий, включая искусственный интеллект.

Образование и инновации на Петербургском экономическом форуме

Представительство на форуме было масштабным, во главе с министром образования выехала крупная делегация Министерства образования и науки. Сергей Кравцов, руководитель Минпросвещения, акцентировал внимание на развитии цифровизации в образовании и важности профориентации.

Согласно высказываниям Евгения Сжёнова, члена Общественного совета при Минобрнауки, одним из ключевых моментов форума стал диалог между представителями министерств, региональных властей, университетов и крупного бизнеса. Обсуждались перспективы развития университетов и создания новых профессиональных школ.

Была проведена крупная сессия по инженерному образованию, в которой принял участие Валерий Фальков. Обсуждались вопросы федерального проекта по созданию инженерных школ будущего, в котором участвовали представители Минобрнауки, ректоры университетов, представители инженерных школ, бизнеса и научного сообщества.

На сессии обсуждался способ налаживания эффективного взаимодействия между бизнесом, образовательными учреждениями и властью. Одной из важных тем стало кампусное развитие, упомянутое также в послании президента о строительстве 40 студенческих городков будущего.

Значимость образования и его связь с развитием страны подтверждены в ходе обсуждений на форуме, где высказывались разнообразные мнения и предложения по улучшению системы образования в России.

В ходе пленарного заседания на ПМЭФ Путин обратил внимание на важность комплексного рассмотрения проблемы кампусного строительства в вузах, колледжах и техникумах. Эксперт отмечает, что необходимо учитывать трудоустройство выпускников и рост их зарплат. Кампус должен стать не просто студенческим городком, а площадкой для конкурентного развития и укрепления потенциала университета.

В настоящее время ведется строительство 17 современных студенческих городков. На форуме также уделялось большое внимание развитию магистратуры и магистерских программ в вузах. Планируется реализация программ по трем основным трекам: исследовательскому, профессиональному и управленческому. Эксперт считает, что подобное разделение позволит сильным вузам более эффективно реализовывать магистратуру, в то время как слабые вузы могут быть исключены из данного процесса.

Он указывает на то, что магистратура необходима не только для получения дипломов, но и для индивидуального образовательного пути. Особое внимание также было уделено подписанию сетевых соглашений на ПМЭФ. Было подписано множество соглашений, включая соглашения с инновационным центром, строительными и космическими корпорациями.

Важной темой на форуме стало внедрение искусственного интеллекта в высшее образование и образование в целом.

На конференции в Тюмени обсуждался вопрос о том, насколько целесообразно использование искусственного интеллекта в современном образовании и научных исследованиях. Согласно выступлению Сженова, этот диалог будет продолжен на форуме, посвященном применению искусственного интеллекта в высшем образовании.

В ходе обсуждения темы ИИ на форуме принимали участие представители крупных компаний, IT-сферы, вузов и государственных структур. Наблюдатели события отмечают, что тема образования, особенно в контексте реформ в высшей школе, стала центральным моментом форума.

Кроме того, на форуме присутствовали глава ведомства «Валерий Фальков», бывший министр образования «Дмитрий Ливанов» и министр-реформатор «Андрей Фурсенко».

Одной из ключевых тем обсуждения стал специалитет и его будущее после изменений в бакалавриате в связи с переходом к новой образовательной системе, направленной на укрепление военного и научного суверенитета страны.

Вывод делается о том, что высшее образование должно стать не просто базовым, а более профессиональным. В частности, высказывалась необходимость готовности к изменениям и выявлялись сложности переходного периода. Оценивается, что для полного отказа от западной модели бакалавриата потребуется изменить примерно сто законов, не считая подзаконных актов.

Крупный бизнес высказал опасения о неготовности выпускников вузов к реальной работе, отметив, что образовательная система формирует специалистов не востребованных на рынке труда.

Ректор МФТИ «Дмитрий Ливанов» подчеркнул важность адаптации вузов к изменениям и необходимость использования возможностей ситуации для развития.

В ходе дискуссий также затрагивалась этика применения искусственного интеллекта в образовании, в частности, на одной из сессий с участием научного руководителя НИУ ВШЭ «Ярослава Кузьминова».

Была высказана мысль о том, что благодаря системам машинного обучения исчезнут не только рутинные задачи, выполняемые человеком, но и повторяющиеся творческие задачи. Потенциал распространения образования расширяется за счет развития онлайн-технологий и возможностей нейронных сетей.

Вместе с тем, согласно мнению участников конференции, современная образовательная система пока недостаточно подготовлена к принятию новшеств и адаптации к новым технологиям. В целом, обсуждаемые вопросы показывают, что образовательные реформы направлены на создание более высококвалифицированных специалистов и адаптацию образовательной среды к современным вызовам.

По материалам: www.mk.ru