Россия планирует обновить школьные программы по математике и естественным наукам, а также устранить устаревшие курсы в вузах, которые не удовлетворяют потребностям экономики. Это заявление сделал Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию 6 февраля.
В последние годы наблюдается снижение интереса к естественно-научным предметам: например, количество сдающих ЕГЭ по информатике возросло на 8%, тогда как по математике и физике — снизилось на 14%.
В связи с этим Минобрнауки предложило сделать льготные образовательные кредиты по ставке 3% доступными только для студентов, поступающих на приоритетные специальности, особенно инженерные.
Во время заседания Путин вручил награды молодым ученым и заверил, что финансирование отрасли останется на прежнем уровне.
Президент отметил важность обновления учебных программ, чтобы сделать естественно-научные дисциплины более увлекательными для молодежи. Он подчеркнул, что, несмотря на снижение интереса, у школьников есть способности к освоению этих знаний, и одной из причин проблем является содержание учебных программ начальной и основной школы.
В Государственной Думе обсуждают возможность снижения учебной нагрузки на школьников из-за высоких объемов изучаемого материала.
Парламентарии считают, что на уровень преподавания в школах влияет качество подготовки учителей.
Президент России отметил результаты Всероссийской олимпиады школьников, где более трети победителей пришли из Москвы, что вызывает обеспокоенность.
Он подчеркнул, что такая концентрация успеха в нескольких регионах недопустима и не может быть основанием для переноса учащихся в столицу.
В последние годы наблюдается уменьшение числа учеников, выбирающих математику и физику, тогда как количество студентов, сдающих ЕГЭ по информатике, возросло на 8%.
Президент выразил необходимость повышения требований к абитуриентам педагогических вузов, особенно в предметах, как математика, физика и химия.
Он также предупредил о предстоящем дефиците преподавателей в школах, учитывая демографические изменения.
В Минпросвещения внедрены поручения президента, однако отмечена и другая проблема: несмотря на закон о снижении бюрократии, процесс его внедрения идет медленно, и обязательный минимум документации для учителей остается высоким.
Глава Министерства образования Сергей Кравцов отметил необходимость проверки и восстановления прав учителей, поскольку выявлены определенные перегибы в образовательной системе.
Изменения также затронут высшее образование, в частности, вузовские программы, из которых будут исключены устаревшие курсы подготовки.
Президент Владимир Путин указал на важность современных образовательных материалов, так как наличие архаичных курсов — одна из причин, почему студенты теряют интерес к профессии и зачастую бросают учебу.
Он привел в пример, что около 40% студентов инженерных специальностей не завершают обучение, что негативно сказывается на планах по подготовке кадров.
Также отмечается, что от трети до половины действующих инженеров и техников нуждаются в переподготовке, что в условиях быстроразвивающихся технологий является важной задачей.
Это следует сделать для обеспечения постоянного повышения квалификации рабочих, инженеров и преподавателей технических дисциплин.
Михаил Ковальчук, президент Научного центра «Курчатовский институт», добавил, что Россия стремится восстановить свое технологическое лидерство и что президент акцентирует внимание на деталях инженерного образования.
Наука является основой для технологий, которые, в свою очередь, определяют силу и влияние государства.
На недавнем заседании министр науки и высшего образования Валерий Фальков обсудил актуальные вопросы отечественной системы образования и кадрового дефицита, особенно в инженерных специальностях.
Он отметил, что дефицит специалистов требует пересмотра подходов к финансированию образования, в частности, через платный прием в университеты.
Фальков подчеркнул, что текущая ситуация, когда подавляющее большинство льготных кредитов направлено на обучение экономистов и юристов, не удовлетворяет потребности страны.
Он предложил, чтобы Минобрнауки получило возможность согласовывать планы платного приема в высшие учебные заведения, независимо от их ведомственной принадлежности.
Также министр выступил с инициативой о введении образовательных кредитов на специальных условиях, которые будут предоставляться только для приоритетных направлений, таких как инженерные специальности.
Важным моментом обсуждения стало предложение Путина о создании индивидуальных учебных планов для студентов, совмещающих учебу и работу.
Это поможет учащимся получить практические навыки в процессе обучения.
Кроме того, обсуждалась идея поэтапного профессионального образования, позволяющая студентам получать квалификацию по мере своего продвижения в учебе, что могло бы сделать образование более гибким и адаптированным к потребностям рынка труда.
Президент России отметил важность продолжения образования для студентов, подчеркнув, что обладатели квалификации могут начать работать, а затем продолжить обучение в магистратуре.
Он акцентировал внимание на необходимости предоставить аналогичные возможности и выпускникам техникумов и колледжей, стремящимся получить высшее инженерное образование.
Также президент поручил разработать законодательные инициативы для создания модели среднего профессионального образования (СПО), обеспечивающей сотрудничество с ведущими российскими предприятиями.
По его словам, к 2029 году потребность в квалифицированных кадрах увеличится до более чем 74 миллионов, при этом свыше 60% спроса будет сосредоточено на специалистах со средним профессиональным образованием.
В ходе мероприятия в Кремле также состоялась вручение премий молодым ученым в области науки и инноваций за 2024 год.
Эта церемония, проводимая в преддверии Дня российской науки, традиционно подчеркивает достижения отечественного научного сообщества.
Глава государства поздравил ученых с приближающимся праздником и отметил, что от них ожидается значительный вклад в развитие национальных целей.
Он пообещал поддержку молодым ученым, которые работают в условиях сложных вызовов, аналогично поколению атомщиков и космонавтов, стоящих перед грандиозными историческими задачами.
Глава государства высказал идеи о необходимости создания решений и продуктов, которые превосходят зарубежные аналоги.
Важным шагом в этом направлении станет возможность компаниям изучать заявки абитуриентов на целевое обучение, что может положительно сказаться на трудоустройстве студентов.
В этот день пять лауреатов получили награды от президента.
Среди награжденных — кандидаты химических наук Вадим Попков и Кирилл Мартинсон, которые создали технологии получения многокомпонентных ферритов и керамических материалов на их основе.
Также отмечена доктор ветеринарных наук Елена Корочкина, удостоенная награды за инновационные методы в генетическом и репродуктивном потенциале животноводства.
Кандидат физико-математических наук Константин Титов был награжден за разработки в области радиоэлектронной борьбы, способствующие укреплению обороноспособности страны.
Доктор технических наук Наталья Черкашина также была отмечена — ей вручили премию за создание радиационно-защитных композитов для космического применения.
Черкашина объяснила, что в основе разработки лежит легкий термопластичный полимер с добавками тяжелых наночастиц.
Ключевым этапом стало предотвращение расслоения легких и тяжелых фракций, что может привести к потере механических свойств материала.
Для решения этой проблемы был разработан метод покрытия наночастиц специальной пленкой, что позволяет им равномерно распределяться в материале, сохраняя при этом свои уникальные качества.
Доктор технических наук Наталья Черкашина на церемонии вручения премии Президента России в области науки и инноваций за 2024 год поделилась результатами своих исследований.
Её команда испытала новые композитные материалы на Земле, а затем в рамках программы «Защитный композит» разместила контейнеры на российских модулях Международной космической станции.
Эти контейнеры были изготовлены из новейшего материала, и для проверки их радиационной защиты внутри и снаружи установили дозиметры.
В результате испытаний была подтверждена высокая степень защитных характеристик композита. Черкашина отметила, что этот материал позволит astronautам находиться в космосе в два раза дольше, чем допускают текущие нормы.
На встрече с вручением наград президент Владимир Путин проявил интерес к возможности использования новых средств защиты для полетов к Марсу с живыми существами.
Черкашина подтвердила позитивную динамику и добавила, что сейчас ведется работа над улучшением радиационной защиты.
Премия для молодых ученых была учреждена в 2008 году и вручается за заметный вклад в науку или новаторские разработки.
С 2019 года размер премии составляет 5 млн рублей, и с 2018 года около 25 тыс. исследователей получили более 45 млрд рублей на поддержку своих проектов благодаря президентским грантам Российского научного фонда.
Владимир Путин подтвердил намерение увеличить расходы на науку до 2% от ВВП к 2030 году и расширить грантовую поддержку для молодых ученых, что может повысить приток специалистов в страну.
В настоящее время число молодых ученых, уезжающих за границу, соответствует количеству возвращающихся — около 5-7% в каждом направлении.
Глеб Федоров, старший научный сотрудник МФТИ, отметил, что за последние 10 лет материальное обеспечение науки в России значительно улучшилось, хотя остаются проблемы с подготовкой кадров. По его словам, увеличенное финансирование помогает сформированию команд специалистов в области квантовых технологий.
С 2015 года условия работы изменились: теперь есть необходимое оборудование и средний уровень персонала.
Также по словам Алексея Карфидова из НИТУ МИСИС, запрос на импортозамещение стимулирует ученых развивать внутренние продукты, что стало возможно благодаря улучшению взаимодействия между учеными и производством.
Это позволяет быстрее реализовывать идеи и апробировать новые изделия, что в свою очередь увеличивает эффективность науки и производства.