Многие выпускники психологических факультетов вузов оказываются несколько оторванными от традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Исследование, проведенное на частном рынке специалистов, показало, что индивидуальные психологи увлечены оккультными и псевдонаучными техниками.
Для того чтобы исправить эту ситуацию, для студентов будущих психологов была разработана новая дисциплина. Она призвана помочь им внедрить в свою работу с пациентами традиционные нравственные и духовные ориентиры.
«Парламентская газета» провела исследование о том, каким образом новые обученные специалисты из психологии смогут помочь россиянам.
Министерство образования опубликовало учебную программу под названием «Духовная безопасность личности и традиционные российские духовно-нравственные ценности в работе психолога», которая будет включена в образовательные программы подготовки психологов вузов. По мнению разработчиков, этот курс поможет специалистам опереться на традиционные российские ценности в своей работе и передать их своим клиентам.
Идея создания этой дисциплины не возникла просто так: опыт показал, что важно более тщательно готовить будущих психологов.
В качестве примера была приведена деятельность Фонда «Защитники Отечества», который оказывает помощь ветеранам СВО и членам их семей, имеющим потребность в психологической поддержке.
Хотя клинические психологи предоставляют важные услуги, специалистов в медицинских организациях не хватает. Анализ частного рынка специалистов показал, что профильное образование не всегда защищает от применения псевдонаучных практик.
Среди частных психологов можно встретить энерготерапевтов, астрологов, тарологов и других «профессионалов». Кроме того, около 40 процентов выпускников психологических факультетов придерживаются ценностей, которые противоречат традиционным российским ценностям.
Привлекать к реабилитации бойцов СВО и их семей необходимо осторожно, так как авторы программы утверждают, что это может быть опасно для нравственного здоровья ветеранов. Член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов подчеркнула необходимость обязательной психологической поддержки для ребят, участвующих в СВО.
В случае нехватки психологов в системе обязательного медицинского страхования, можно привлечь и частных специалистов, но важен тщательный отбор. Например, при приеме на работу следует допускать только специалистов с прошедшими курсы повышения квалификации.
Курс для студентов будет состоять из двух разделов. Первый раздел будет посвящен духовной безопасности как психолога, так и пациента во время консультаций. Студентам будут детально рассказывать о духовных атаках, которые проводят недружественные страны для пропаганды чуждых ценностей. Также будет подниматься вопрос об опасности обращения к экстрасенсам, гадалкам, астрологам и трансовым техникам, которые могут подавлять волю человека. Особое внимание будет уделено методам защиты от психологических воздействий, развитию эмоциональной устойчивости, укреплению духа, контролю над собственными мыслями и чувствами.
Второй раздел поможет студентам понять, как духовные ценности возникли в истории человечества, а также какие из них являются традиционными именно для нашей страны. Студентам расскажут о структуре семьи и о возможных опасностях, которые могут привести к ее разрушению, о значении патриотизма и долга по защите Отечества. Будущих психологов научат анализировать нарушения здоровья участников боевых действий с точки зрения их нравственного или аморального поведения в бою. Студентов также познакомят с концепцией нетрадиционных нравственных ценностей историческими примерами, такими как «Всемирный потоп», «Содом и Гоморра», и современная ситуация в Украине.
Учебный курс для студентов требует освоения за 72 академических часа. Из данного времени 24 часа отводится на лекции, а столько же – на практические занятия и самостоятельную работу. Кроме того, студентам предстоит принимать участие в контрольных формах обучения, где они должны будут дать ответы на разнообразные вопросы, включая темы, связанные с моральными и этическими дилеммами, такими как влияние психологии на моральный выбор клиента.
Программа обучения также включает в себя анализ практических кейсов. Например, в одном из случаев молодая пара нетрадиционной ориентации обратилась к христианскому пекарю с просьбой украсить свадебный торт посланием, поддерживающим их культуру. Однако пекарь отказался выполнять заказ. Студентам будет предложено разобраться в этой ситуации и высказать свою точку зрения на действия пекаря.
Будущие психологи также должны будут изучить различные клиентские ситуации. В одном из примеров женщина обратилась к психологу после того, как узнала об изменах ее мужа. Супруги уже прожили вместе семь лет, у них двое детей, и они ждут третьего. Однако любовница мужа также ожидает ребенка. Клиентка сталкивается с решением, хочет ли она сделать аборт, несмотря на то, что всегда мечтала о многодетной семье. Психологическая поддержка и помощь студентов в таких непростых ситуациях играет важную роль в профессиональной деятельности.
Директор Московской школы практической психологии, Гули Базарова, подчеркивает важность уважения традиционных ценностей и отмечает, что их внедрение осуществляется через системную работу, включающую в себя не только психологов, но и всё общество в целом. Она сравнивает данное воспитание с семейным, где дети учатся не только от правил, которые им объясняют, но и от образа жизни и поведения родителей.
Таким образом, важность профессиональной подготовки студентов-психологов заключается не только в освоении теоретических знаний, но и в практическом применении их на реальных клиентских ситуациях. Студенты должны быть готовы к разнообразным моральным и этическим вызовам, которые могут возникнуть в их будущей профессиональной деятельности.