Минфин предлагает расширить социальный заказ в России к 2025 году

Май 22, 2024 / 10:26

Министерство финансов России предложило расширить механизм социального заказа на всей территории страны с начала 2025 года. По данным экспертов, этот шаг может быть выполнен в ближайшем будущем.

Минфин предлагает расширить социальный заказ в России к 2025 году

Программа социального заказа уже доказала свою эффективность и пользуется доверием специалистов. На сегодняшний день число пользователей государственных услуг составляет почти 7 миллионов человек. По прогнозам Минфина, к концу текущего года это число может вырасти до 19 миллионов человек.

Согласно информации, полученной из источников, Министерство финансов провело тестирование механизма социального заказа в период с 2020 по 2024 годы. При учете результатов в области «Дополнительного образования» и позитивных отзывов населения (более 90% удовлетворенных), Минфин разработал проект по распространению данного механизма на всю страну.

Как отметили в пресс-службе ведомства, накопленный опыт и успешные рейтинги опросов поддерживают инициативу Минфина. Решение о применении социального заказа при предоставлении услуг принимается на уровне региональных и муниципальных властей за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Ожидается, что количество людей, воспользующихся услугами в рамках социального заказа в 2024 году, включая дополнительное образование, достигнет 19 миллионов человек, согласно информации на официальном сайте Министерства. Этот шаг позволит улучшить доступность и качество государственных услуг для граждан, увеличит эффективность системы обслуживания населения и стимулирует развитие образования в стране.

Все временные нормативы в социальном заказе станут постоянными при принятии законопроекта. Это означает, что Минфин сообщил о росте доходов государственного бюджета, что имеет важное значение для экономики страны.

С 2025 года верхние исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местные администрации получат право определять отрасли, в которых будет функционировать механизм социального заказа, а также определять отдельные услуги в рамках системы «Электронный бюджет». В некоторых случаях этим займутся специализированные органы в отраслях.

Процесс формирования государственных социальных заказов будет включать оценку показателей эффективности для выбора исполнителей и разработки плана достижения целей. На данный момент в Госудуме готовится законопроект ко второму чтению, который даст возможность потребителю подать заявление и выбрать исполнителя на портале госуслуг.

Для внедрения этого механизма требуется переход от контроля к достижению результата на основе объективных данных. Министерство считает, что органы власти уже обладают достаточной компетентностью для этого, однако для негосударственных организаций предусмотрена специальная образовательная программа.

Государственный социальный заказ определяет основные показатели качества предоставления государственных услуг в социальной сфере, их объем, целевые группы и способы выбора исполнителя. Услуги, предоставляемые в рамках социального заказа, соответствуют специальным спискам.

Один из важных механизмов, которым пользуются правительство и местные администрации муниципальных образований, является социальный заказ. Этот механизм применяется в нескольких отраслях, среди которых выделяются образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также туризм.

Оказание государственных услуг происходит посредством социальных сертификатов, которые являются именными документами, удостоверяющими право потребителя на получение мер поддержки в рамках социального заказа. В некоторых случаях, например, при осуществлении программ спортивной подготовки в области дополнительного образования, исполнители отбираются на конкурсной основе.

Одной из государственных программ является программа-минимум, в рамках которой Минфин планирует значительно снизить долю льготной ипотеки и готовит предложения по обновлению системы кредитования на приобретение жилья поддержкой.

Исполнителем государственных услуг в социальной сфере может выступать юридическое лицо, включая муниципальные учреждения, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Товары, работы и услуги предоставляются в соответствии с соглашением, заключенным в соответствии с федеральным законом о социальном заказе.

Как отмечено на Всероссийском семинар-совещании «Соцзаказ.Итоги», в 2024 году было размещено 1566 социальных заказов общим объемом финансирования в размере 85 миллиардов рублей, по словам замминистра финансов РФ Алексея Лаврова.

Он отметил положительную динамику: увеличилось количество регионов, количество социальных заказов и количество потребителей. В целом можно сказать, что на конкурентной основе участвуют более 500 тысяч потребителей, что представляет собой значительное число и свидетельствует о значимости социального заказа в российской экономике.

Редко удается достичь таких цифр в пилотных проектах, - подчеркнул руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой.

По данным Научно-исследовательского финансового института Минфина России, лидерами по количеству потребителей в сфере социального обслуживания являются Красноярский край (543 тыс.), Республика Башкортостан (375 тыс.), Московская область (245,5 тыс.) и Пермский край (8,8 тыс.). Услуги соцзаказа предоставляют как государственные, так и негосударственные исполнители. На сегодняшний день их количество составляет 466 (не учитывая услуги в сфере дополнительного образования).

Большая часть услуг связана с социальным обеспечением (195) и туризмом (145). В области дополнительного образования результаты более впечатляющие. В 2024 году в апробации механизма соцзаказа участвовали 84 региона, а услугами воспользовались около 16 млн человек. На сегодняшний день в сфере дополнительного образования функционируют почти 5 тыс. негосударственных организаций, приблизительно тысяча из которых предоставляют услуги по социальным сертификатам.

Проект закона, предложенный Минфином, расширяет понятие получателей социальных услуг и закрепляет правовые механизмы формирования соответствующих реестров, подчеркивает Неживой. Также в законе устанавливается порядок формирования списка соцзаказа - перечня социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения, имеющим на это право и внесенных в реестр получателей. Эксперты отмечают важность данного законопроекта и его стандартизирующее влияние на формирование списка организаций и физических лиц, имеющих право оказывать социально направленные услуги за счет государственных субсидий.

Социальный заказ играет важную роль в обеспечении эффективной оценки качества и объема предоставляемых социальных услуг на всех уровнях управления. Михаил Хачатурян, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета, выделяет ключевое значение этого механизма. Его мнение опирается на необходимость контроля за реализацией социальных услуг и обеспечение их соответствия установленным стандартам качества.

Участие НКО и других поставщиков в конкурсах на государственные контракты стимулирует повышение качества услуг, что подтверждает Оксана Полищук, старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета. Этот механизм способствует прозрачности и ответственности в использовании государственных средств, считает обозреватель.

Практика социального заказа расширяет доступ к государственным услугам для различных социальных групп, включая малообеспеченных, инвалидов и пожилых людей. Согласно данным Минфина, на сегодняшний день более 6,9 млн человек получают социальные услуги через этот механизм, что подчеркивает его эффективность и значимость.

Согласно опыту, механизм социального заказа является эффективным инструментом для реализации социальной политики государства за счет участия микро- и малого бизнеса. Этот механизм позволяет успешно решать задачи в данной области, что подтверждает эксперт «Неживой». Он отмечает, что значительное количество самозанятых и индивидуальных предпринимателей, а также льготный налоговый режим и короткое расстояние от заказчика до исполнителя способствуют экономии бюджетных средств и улучшению управления и трудоустройства граждан.

Реализация этого механизма достигает синергетического эффекта. По мнению эксперта, Минфин предлагает запустить обмен замороженными активами, что может оказаться реалистичным планом. Оценка эффективности механизма социального заказа в 38 пилотных регионах в целом положительна.

Однако для масштабного распространения этой практики на всю страну требуется обеспечить достаточное финансирование из федерального и региональных бюджетов, обучить квалифицированных специалистов для работы в этой области и создать единую информационную систему для мониторинга и оценки предоставляемых услуг.

Среди препятствий, которые могут возникнуть при распространении механизма социального заказа на всю страну, «Неживой» выделяет проблему недобросовестного поведения, привлечение неопытных исполнителей и угрозу коррупции, связанную с возможностью злоупотребления государственными средствами через частные организации.

В целом, механизм социального заказа имеет потенциал быть эффективным инструментом социальной политики, но для его успешной реализации необходимо преодолеть указанные препятствия и обеспечить поддержку на различных уровнях управления.

По мнению Михаила Хачатуряна, процесс адаптации региональных и муниципальных властей, а также бизнеса в регионах, где ранее не применялся закон о социальном заказе, может потребовать значительного времени. Тем не менее, эксперт считает, что эта ситуация будет временной, и система должна налаживаться в течение полугода.

В некоторых регионах может возникнуть проблема отсутствия достаточного количества некоммерческих организаций и других поставщиков социальных услуг, способных участвовать в конкурсах на государственные контракты, по словам Полищук. Финансовый аспект также играет важную роль. Расширение механизма социального заказа на всю страну потребует существенных финансовых затрат, что может стать проблемой для отдельных регионов, утверждает эксперт.

Это может включать программы для электронного формирования и ведения реестров исполнителей, проведения электронных конкурсов и аукционов, а также для получения обратной связи от общественности. В платформенной экономике важно соблюдать технологические требования и обеспечивать прозрачность и эффективность процессов.

В целом, осуществление социального заказа может столкнуться с различными сложностями, но преодолимость этих проблем зависит от грамотного планирования и поддержки всех заинтересованных сторон.

По материалам: iz.ru