1 июля 2025 года в 07:15 в журнале «Сноб» была опубликована статья о важнейших аспектах современного образования, собранная благодаря мнениям преподавателей и экспертов школы Masters.
В центре обсуждения находятся три основных элемента, на которых строится образовательный процесс: учитель, книги и путешествия.

Первым и самым значительным элементом образования является учитель. В традиционной культуре это фигура, которая передает знания из поколения в поколение. Несмотря на трансформацию понимания роли учителя в эпоху информационных технологий, его важность не утрачивается. Найти «своего» учителя — это ключ к успешному обучению. Как подчеркивает искусствовед, следует искать тех, кто сможет вдохновить и обучить.
Вторым китом образования являются книги. Их огромное количество может запутать, однако они представляют собой мощный источник знаний. Чтобы понять, какие книги стоит читать для истинного обучения, важно начать с широкого спектра — интересной литературы, которая может пробудить внутренние вопросы. Это поможет вычленить действительно значимые произведения.
Третий компонент — путешествия. Они открывают новые горизонты и способствуют расширению кругозора, что делает их неотъемлемой частью образовательного процесса. Путешествуя, мы сталкиваемся с новыми культурами, традициями и людьми, что углубляет наше понимание мира.
В итоге, Гёте напоминает нам, что наследство, которое мы получаем, не всегда материально. Образование — это сложный, многогранный процесс, в котором важны личные связи и опыт. Поэтому поиск учителя, чтение и путешествия формируют рамы для нашего внутреннего роста и понимания окружающего мира.
Путешествия играют важную роль в личностном развитии, позволяя нам познакомиться с новыми культурами и взглядами.
Чтобы по-настоящему оценить окружение, иногда нужно выехать далеко за пределы привычного и открыть для себя незнакомые места.
Обретя новый опыт, мы можем воспринимать мир даже без физического перемещения, осознавая, что необходимость в дальнейших поездках может отпасть, если мы сможем изменить свое восприятие.
В этом контексте важно понимать, что человек — это не просто накопитель знаний.
Главная задача заключается в способности адаптироваться и переосмысливать прежнее.
Кризисы и разочарования в жизни служат маркерами нашего интеллектуального роста и способности учиться на протяжении всей жизни.
Образование начинается с самого раннего детства, формируя нашу способность к познанию и окружение, в котором мы развиваемся.
Важнейшую роль в этом процессе играют учителя, которые могут оказать значительное влияние на нашу судьбу.
Каждый из нас может вспомнить двух-трех таких учителей, которые не только передавали знания, но и формировали ценности, уважение и понимание значимости индивидуальности.
Эти аспекты являются основой для становления гармоничных отношений в социуме, подчеркивая, что учитель — это не просто инструмент передачи знаний, а ключевая фигура в процессе формирования личности.
Для меня школа была источником многих трудностей, но в ней также были люди, из-за которых стоило пройти через эту систему. Я — мама двойняшек, моим девочкам уже 20 лет. К сожалению, мне не удалось получить солидное образование, что до сих пор вызывает у меня обиду. В молодости я уделяла больше времени спорту, чем учебе, и другие приоритеты не позволили мне сосредоточиться на учебе.
Очень важно использовать время, особенно в молодости, для получения твердого фундамента знаний. Чтение книг и свободное времяпровождение с учебой могут дать бесценные знания. Время — это самый ценный ресурс, который стремительно уходит и его невозможно вернуть.
Кроме времени, важно также сохранять любопытство. Не устанавливайте для себя границы и не отказывайтесь от новых знаний только потому, что чего-то не понимаете или вам это неинтересно. Часто мы лишь не догадываемся о богатстве знаний, которые доступны. Жизнь бесконечно полна возможностей для обучения, и эту возможность можно использовать до последнего вздоха.
Я преподавала в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете свободных искусств и наук в течение 21 года, и этот опыт помог мне осознать несколько важных аспектов образования.
Первый из них связан с учением Эммануила Канта, который призывал «учиться жить своим умом». Второй аспект — это важность отношений между учителем и учеником в образовательном процессе. Вспоминая любимых школьных учителей, мы скорее вспомним тех, кто вдохновлял и открывал новые горизонты, а не просто заставлял заучивать информацию.
Третий момент — свобода выбора в образовании. Это не механическое запоминание, а возможность выбирать профессию и находить себя. В этом процессе человек осознает свои интересы и таланты, что является крайне важным для формирования уникальности личности.