Интерес работодателей к выпускникам колледжей в России

Апр 30, 2025 / 19:30

В России наблюдается растущий интерес работодателей к выпускникам колледжей и техникумов. Согласно исследованию портала Superjob, семь из десяти работодателей готовы нанимать молодых специалистов без опыта работы, особенно в крупных компаниях. Это связано с увеличением востребованности среднего профессионального образования (СПО), которое предоставляет квалифицированные кадры по многим направлениям.

Образовательные учреждения адаптируют свои программы, ориентируясь на запросы рынка и новые технологии, что способствует подготовке востребованных специалистов.

Интерес работодателей к выпускникам колледжей в России

Актуальность профессий меняется в условиях быстрой автоматизации, и требования к навыкам обновляются. Как отмечают эксперты Института образования НИУ ВШЭ, «синие воротнички» все чаще переходят в сферу «белых воротничков», что говорит о растущем уровне профессионализма. Из 80% программ, предлагаемых колледжами, большинство нацелены на подготовку специалистов среднего звена, в то время как только 20% направлены на подготовку рабочих.

В условиях возрастающего спроса на цифровые профессии, наибольшее внимание уделяется сфере IT.

При выборе между высшим и средним образованием абитуриенты сталкиваются с непростым выбором, особенно учитывая, что 75% вакансий в банковской сфере в Москве требуют наличия среднего профессионального образования. Это подчеркивает необходимость адекватной оценки возможностей, которые предоставляет СПО, и их соответствия требованиям современных работодателей.

Согласно информации работодателей, рынок труда нуждается в оперативном заполнении вакантных мест молодыми абитуриентами. В Москве за последний год было модернизировано 650 мастерских и лабораторий в колледжах. Большая часть учебного времени студентов проходит не в классах, а на практике, стажировках и в центрах производства. Работодатели активно участвуют в образовательном процессе, начиная от разработки учебных программ до организации рабочих мест для студентов.

В результате более 3000 компаний начали сотрудничество со столичными колледжами за последние два года, что помогает колледжам стать частью современной индустриальной экосистемы.

Другой важной темой является профориентация подростков. С этой целью осенью 2024 года стартовала новая программа комплексной профориентации для девятиклассников. Основной площадкой стал кадровый центр «Профессии будущего». Здесь учащиеся могут не только ознакомиться с различными профессиями через фильмы, но и попробовать себя в роли специалистов на VR-тренажерах, а также пройти консультацию с карьерными наставниками.

В 2024/2025 учебном году профтестирование в центре прошли более 45 тысяч девятиклассников, и с начала проекта общее количество участников превысило 100 тысяч. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, опрос показал, что 80% ежегодных участников программы планируют поступление в колледжи, что подтверждает актуальность проекта для молодежи.

Школьники, особенно девятиклассники, имеют возможность участвовать в профессиональных пробах в 48 столичных колледжах, где они работают на высокотехнологичном оборудовании и могут задавать вопросы учащимся. Например, Московский метрополитен успешно решает проблему с кадрами через проект с Колледжем московского транспорта, что обеспечивает должности для большинства выпускников. Сегодня более 1,7 тыс. студентов проходят обучение в этом колледже.

Изменение установки «без вуза нет счастья» заметно во многих странах, и в России эта тенденция также нарастает. Как утверждает профессор МГУ Александр Асмолов, существует множество форм интеллекта, включая практический, и если ребенок склонен к практике, родителям не стоит его заставлять углубляться в теорию. Давление может привести к инфантилизации подростка.

Среднее профессиональное образование расширяет возможности выбора. В этом контексте аспиранты, завершившие колледж, демонстрируют отличные результаты в вузах благодаря полученному практическому опыту, как отмечает доцент Московского авиационного института Александр Гетманов.

После окончания колледжа можно поступить в вуз как по результатам ЕГЭ, так и по внутренним экзаменам. С сентября 2025 года в московских колледжах стартуют бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ для желающих продолжить обучение.

На фоне такого выбора стоит отметить, что на рынке труда Москвы много вакансий, не требующих высшего образования, и работодатели активно ищут студентов уже во время их учебы. По данным мэрии, 65% колледжников в Москве получают предложения о работе до выпуска, а 95% находят работу в первый год после окончания учебы.

Кроме того, планируется упростить процесс поступления в техникумы и колледжи. Школьники из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области смогут сдавать лишь экзамены по русскому языку и математике после девятого класса для получения среднего профессионального образования. Эти изменения уже поддержаны Госдумой в рамках пилотного проекта.

В Москве наблюдается активный интерес к этой инициативе: около 25 тыс. девятиклассников выбрали два экзамена вместо четырех. Успешное трудоустройство и относительно высокие зарплаты в сфере среднего профессионального образования (СПО) способствуют финансовой независимости молодежи. Например, операторы станков с числовым программным управлением в Москве зарабатывают от 80 тыс. рублей.

Заработная плата в различных профессиях в России варьируется: оператор счётного центра может получать до 250 тыс. руб. в месяц, автомеханики зарабатывают от 70 тыс. до 400 тыс. руб., а сварщики могут получать от 130 тыс. до 500 тыс. руб.

Такие профессии, как медицинские сестры, имеют потолок зарплаты до 150 тыс. руб., в то время как зубные техники могут заработать до 200 тыс. руб.

В Европе профессиональное образование организовано иначе, особенно в Германии с её дуальной системой. Она представляет собой сочетание работы и учёбы: ученики проходят практику в компании и одновременно обучаются в профшколе, где минимум 12 часов в неделю посвящено теории.

Основная часть практического обучения составляет 3,6 тыс. часов в рамках трёхлетних программ, а весь курс подготовки может длиться от двух до пяти лет в зависимости от специальности.

Для неакадемических медицинских специальностей предлагают обучение на базе школ, например в гериатрическом сестринском деле или физиотерапии. Условия для доступа отличаются: для дуальной системы формальные требования минимальны, в то время как для обучения на базе школы необходим аттестат об окончании средней школы.

Специфика медобразования также разнообразна: например, подготовка акушеров требует 1,6 тыс. часов теории и 3 тыс. часов практики, а общее время обучения занимает три года.

Согласно данным Федерального института профессионального образования Германии, более 70% выпускников дуальной системы продолжают работать в тех компаниях, где проходили стажировку. В Германии колледж не считается «альтернативой для неудачников», так как выпускники имеют возможность повышать квалификацию или доучиваться в прикладных вузах после завершения основного обучения.

По материалам: www.rbc.ru