Инклюзивное образование и поддержка детей с ограниченными возможностями

Мар 12, 2025 / 23:29

Инклюзивное образование представляет собой осуществление права каждого ребенка на качественное обучение, независимо от индивидуальных особенностей, включая ограничения в здоровье.

С учетом увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), важно, чтобы педагоги были готовы принимать таких учеников в образовательные учреждения и создавать для них оптимальные условия.

Инклюзивное образование и поддержка детей с ограниченными возможностями

В этой связи актуален диалог с профессионалами в области образования, как, например, Виталий Зорахович Кантор, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

На Международном научно-практическом форуме «Инклюзивное образование: Благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» эксперт поделился своим опытом с белорусскими коллегами.

Создание равных возможностей – основной принцип социальной политики многих государств, включая Беларусь и Россию, что также подчеркивается в Конвенции о правах людей с инвалидностью.

В Беларуси инклюзивное образование уже внедрено: адаптируются учебные программы, педагогам предоставляется профессиональная подготовка, а родителям детей с инвалидностью оказывается комплексная помощь и поддержка.

Учебные заведения обеспечиваются необходимым оборудованием, и активно ведется информационная работа по осведомлению населения о важности инклюзии.

В России также завершено крупное исследование, направленное на анализ готовности будущих и действующих педагогов к инклюзивной практике, с целью внесения изменений в стандарты подготовки специалистов.

Идея исследования готовности обычных педагогов к инклюзии в образовательном процессе была актуальна и требовала тщательного анализа. Мы стремились выяснить, насколько осознанно педагоги подходят к инклюзии и готовы ли меняться в новых образовательных условиях. В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации наш университет начал исследование, целью которого было выявить, что влияет на формирование готовности работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также определить недостатки в подготовке педагогов для обеспечения эффективного взаимодействия с такими детьми.

Команда исследователей, включая моих коллег, разработала и адаптировала 5 опросников и тестов на основе существующих методик, запустила исследование и провела анализ полученных данных. Мы обработали более 1100 ответов студентов магистратуры и старших курсов бакалавриата из 33 городов России, которые обучаются по общепедагогическим направлениям. Это позволило глубже понять уровень готовности будущих педагогов к инклюзии и выявить ключевые аспекты их профессиональной мотивации.

В ходе исследования было выделено 8 типов инклюзивных диспозиций педагогов – установок, формирующих их поведение и подходы к инклюзии. Изучение профессиональной готовности проходило с учетом различных аспектов, таких как опыт работы и социальный контекст. Среди диспозиций выделяются аналитическая, детоцентрированная, личностно-ориентированная, мировоззренческая, скептическая, негативная и индифферентная.

Аналитическая диспозиция включает позитивные представления об инклюзии и рефлексию по ее реализации. Детально сосредоточенная диспозиция фокусируется на расширении образовательных и социальных возможностей каждого ребенка. Личностно-ориентированная диспозиция акцентирует важность социально-психологических аспектов инклюзии. Мировоззренческая диспозиция рассматривает инклюзию как норму современного общества и средство реализации образовательных прав.

На противоположном конце спектра расположены скептическая и негативная диспозиции, которые выражают сомнения и неприятие идеи инклюзивного образования. Индифферентная диспозиция проявляется в безразличии к инклюзии, что также является значимым аспектом для анализа готовности педагогов. Важно подчеркнуть, что в сфере педагогики не бывает случайных людей; это профессия, требующая особой преданности и призвания. Дефектологи, как правило, обладают необходимыми Qualities для работы с детьми с ОВЗ и лучше всего подходят к инклюзивным условиям учебного процесса.

В исследовании, проведенном с участием более чем 700 действующих педагогов из 7 федеральных округов, были проанализированы их отношения к инклюзии в образовании.

В результате выяснили, что позитивные диспозиции у учителей часто объединяются, а негативные остаются автономными. Это открытие даёт понять, что диспозиций в чистом виде не существует, и их проявления могут изменяться под влиянием различных факторов, таких как стаж работы и личный опыт.

Важно отметить, что педагоги склонны ассоциировать себя с позитивными диспозициями, тогда как к окружающим коллегам приписывают негативные качества, что, в свою очередь, препятствует внедрению инклюзии в образовательный процесс.

Причины скептического отношения к инклюзии могут быть разнообразными: от недостатка информированности о детях с ограниченными возможностями здоровья до личной неготовности к взаимодействию с ними.

Эти преграды были связаны с высокой нагрузкой учителей, разнообразием обучающихся и отсутствием условностей для качественной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Для улучшения ситуации необходимо работать над повышением информированности учителей и общества в целом, что станет основой для более успешной реализации инклюзивного образования.

Совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров является ключевым аспектом формирования устойчивых профессиональных компетенций и позитивных ценностных установок.

Исследования показывают, что инклюзивные диспозиции, особенно дето- и системоцентрированные, более выражены у молодых педагогов. В то же время педагоги с опытом от 16 до 20 лет проявляют более выраженный скептицизм. Однако с накоплением профессионального опыта это негативное отношение преодолевается.

Скептическая диспозиция чаще наблюдается у педагогов в крупных городах, в то время как в малых городах и сельской местности наблюдается большая поддержка инклюзивного образования, хотя ресурсы для его реализации ограничены.

Результаты исследований могут служить основой для дифференцированного подхода к подготовке педагогов. Это должно включать научную, методическую и психологическую поддержку специалистов, а также активное просвещение в СМИ.

Вопрос о возможности создания универсального педагога вызывает сомнения. Если понимать универсальность как умение эффективно работать с разными категориями учеников в одном классе, то это, к сожалению, недостижимо.

Для приближения к этому идеалу нужно сосредоточиться на развитии гибких методик и подходов в обучении, а также обеспечить подготовку педагогов, способных адаптироваться к разнообразным образовательным потребностям.

Каждый ребенок, в том числе и с ограниченными возможностями, уникален в своем развитии.

Потребность в педагогах, способных справляться с индивидуальными задачами каждого ученика, крайне высока.

Это не всегда реально, однако, важным остается создание комфортной и поддерживающей атмосферы в классе.

Неправильно ожидать одинаковых успехов от всех детей, поскольку каждый имеет свои особенности и темпы обучения.

Возможность достижения универсальности в подходах к обучению может быть обеспечена благодаря роли ассистента учителя.

Он станет своеобразным медиатором между педагогом и учениками, помогая адаптировать образовательные материалы под нужды обучающихся.

Этот высококвалифицированный специалист будет осуществлять адаптацию методик, переводя их на язык, понятный для разных учащихся.

Педагогам важно непрерывно повышать свою квалификацию, использовать доступные ресурсы и методики, сотрудничать с коллегами и родителями, а также развивать эмпатию и желание к новшествам.

Работа в инклюзивной среде становится необходимостью в наше время.

Педагоги должны осознанно готовиться к встрече с учениками с особыми образовательными потребностями.

Готовность к изменениям и адаптация к новым условиям становятся ключом к успеху в этой профессии.

Вера Валерьевна Хитрюк, кандидат педагогических наук, успешно защитила докторскую диссертацию, посвященную формированию инклюзивной готовности педагогов в системе высшего образования.

В рамках своей работы она создала критериально-диагностический инструментарий для оценки инклюзивной готовности педагогов (ИГП) и разработала модель и технологии ее формирования. Эти нововведения стали основой для комплексной работы по улучшению профессиональных компетенций специалистов белорусского образования.

В 2020 году ЮНИСЕФ провел исследование, направленное на изучение отношения педагогов к инклюзии и выявление барьеров на этом пути. Результаты показали, что большинство специалистов положительно воспринимает инклюзивное образование, однако сталкиваются с нехваткой знаний и опыта.

Основными барьерами также стали предвзятость в обществе и недовольство родителей. Инклюзивное образование имеет явные преимущества, включая социализацию детей, развитие навыков взаимодействия с разными людьми, формирование уважения и толерантности.

Один из педагогов, столкнувшись с необходимостью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ООП), ощутил неуверенность из-за недостатка информации и опыта. В ответ на это он решил подготовиться: познакомился с родителями и изучил специальные материалы перед началом учебного года.

Администрация школы, коллеги и дети оказали значительную поддержку в процессе внедрения инклюзивного образования, отмечает педагог.

Ученики уже были сплоченным коллективом, что облегчило взаимодействие с детьми с инвалидностью, такими как ДЦП. Страхи быстро исчезли, заменившись необходимыми знаниями и уверенностью.

Эти результаты учли при разработке новых образовательных программ для действующих и будущих педагогов, а также для организации информационно-просветительской кампании по инклюзивному образованию.

В течение менее года ситуация в педагогической среде и обществе заметно улучшилась: барьеры стали снижаться, а готовность работать с детьми с особыми образовательными потребностями увеличилась.

Педагог, получивший опыт работы в классах с детьми с ООП, подчеркивает важность веры в каждого ребенка, который уникален и талантлив. Умение выявлять сильные стороны детей позволяет строить эффективные коммуникации и доброжелательные отношения в классе.

В Беларуси на сегодняшний день более 55% педагогов имеют опыт работы с детьми с ООП, внедрено 28 образовательных программ для повышения готовности педагогов к инклюзии, а также разработано около 50 программ переподготовки для тех, кто хочет углубить свои знания в этой области.

С 2021 года во всех высших учебных заведениях введено преподавание дисциплины «Инклюзивная образовательная практика». Школы и детские сады получают специализированное и ассистивное оборудование, что способствует созданию необходимых условий для обучения детей с ОПФР наравне с их сверстниками.

Проректор БГПУ им. М. Танка Светлана Феклистова отмечает, что хотя достигнут значительный прогресс, каждый шаг требует новых решений и инициатив.

Указанный материал был подготовлен при поддержке Детского фонда (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси, в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», реализуемого совместно с Министерством образования Беларуси и ЮНИСЕФ при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

В стране термином, который наиболее распространен, является «ребенок с особенностями психофизического развития (ОПФР)».

По материалам: aif.by