Государственные расходы на образование в России и их значение

Май 18, 2025 / 15:20

По данным отчета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2022 году государственные расходы на образование в России составили 5,5 трлн рублей, что составляет около 9,9% от всех государственных расходов.

Для сравнения, в других странах, таких как Япония, Италия и Франция, этот процент колебался в пределах 7,8–9,7%.

Государственные расходы на образование в России и их значение

В образовательных учреждениях России в 2022 году обучались 32,6 миллиона студентов, что составляет примерно пять. Более половины из них — 17,7 миллиона — учились в учреждениях общего образования.

В 2022–2023 учебном году почти 3 миллиона человек продолжили образование, получая специальности среднего звена, что на 4,4% больше, чем в предыдущем учебном году.

Число учащихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составило 4,1 миллиона, что также отмечает увеличение на 2,1% по сравнению с 2021–2022 годом.

Также наблюдается рост числа выпускников вузов: в 2022 году дипломы получили 816,3 тысячи студентов, что на 3 тысячи больше, чем в 2021-м.

Особенно отмечается увеличение числа дипломированных специалистов в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности, что говорит о развитии этих направлений в образовании.

В 2022 году в России количество выпускников в сфере «Информационно-коммуникационные технологии» составило 5,9%, что превышает показатели таких стран, как США (5,2%), Германия (5%), Республика Корея (4,6%) и другие. Этот показатель свидетельствует о развитии ИТ-сектора в стране и подготовке специалистов, которые могут соответствовать международным стандартам.

Также наблюдается рост числа выпускников в области здравоохранения и медицинских наук, который в 2022 году достиг 45,1 тыс. человек, что составляет 5,5% от общего числа выпускников. Это увеличение по сравнению с предыдущим годом, когда количество выпускников было 42,8 тыс. человек.

На данный момент в образовательной сфере России трудятся около 5,4 миллиона человек, а почти 2,5 миллиона из них работают в государственных учреждениях. Среди работников выделяются 1,3 миллиона школьных учителей, около 600 тысяч воспитателей детских садов и 260 тысяч педагогов дополнительного образования.

Данные были озвучены министром труда и социальной защиты РФ Антоном Котяковым, который отметил необходимость подготовки около 200 тысяч специалистов до 2030 года для удовлетворения потребностей российской экономики.

Эти статистические данные отражают состояние и развивающиеся тенденции в образовании в России, подчеркивая важность подготовки кадров в высокотехнологичных и медицинских сферах.

В России наблюдается увеличенная потребность в педагогических кадрах, связанность с ростом числа учащихся в средних и старших школах. Министерство образования оценивает, что ежегодно необходимо подготавливать около 96 тысяч новых преподавателей, из которых 40 тысяч должны быть непосредственно школьными учителями. Обобщенная потребность сферы образования до 2030 года составляет более 480 тысяч работников, охватывая дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

Одним из основных вызовов в данной сфере является то, что каждый четвертый студент на педагогических специальностях не заканчивает учебу. Вторичный анализ показывает, что уровень трудоустройства выпускников-педагогов на второй год после выпуска составляет 78%, однако только 42% из них находят работу по специальности. Важно отметить, что средний возраст работников сферы образования колеблется около 44 лет, а среди школьных учителей это значение достигает 46 лет. Примерно треть педагогов старше 55 лет, что указывает на серьезную проблему старения учительского состава.

Также Министерство образования обнародовало данные по платному обучению: по состоянию на конец апреля 2025 года, более 1 миллиона студентов обучаются на платной основе, из которых почти половина изучает юриспруденцию и экономику. В 2024 году на платной основе училось 2 409 828 студентов, что составляет около 50% от общего числа учащихся в стране.

По статистике, 1 032 546 человек, что составляет 42,5% от общего числа студентов, выбрали экономические и юридические специальности. На долю обучающихся по этим направлениям приходится более 33% образовательных кредитов, выданных по льготной ставке 3%.

В системе платного обучения зарегистрировано 1 миллион студентов, половина из которых изучает юриспруденцию и экономику. Пресс-служба Минобрнауки указывает, что это создает дисбаланс на рынке труда, который нельзя устранить в рамках действующего законодательства об образовании.

Существующий избыток специалистов в данных областях требует пересмотра подходов к организации платного приема в высшие учебные заведения. Президент России Владимир Путин поручил разработать изменения в порядок государственной поддержки образовательного кредитования, предлагая предоставление льготных кредитов лишь для профессий, способствующих технологическому лидерству страны.

Также предложено наделить Минобрнауки правом согласовывать количество мест для платного обучения. Ведомство уже работает над новыми подходами, включая установление максимальной квоты на набор студентов по специальностям с избытком кадров. Изменения направлены на повышение качества образования и соответствие подготовки специалистов потребностям экономики и социальной сферы страны.

Исследование, проведенное консалтинговой компанией Strategy Partners вместе со Сберуниверситетом в марте 2025 года, показало, что современные руководители ощущают необходимость в новых знаниях и навыках, делая непрерывное обучение одной из главных приоритетов.

В сфере бизнес-образования число учащихся в России в 2024 году составило 449000 человек, и, согласно прогнозам, к концу 2025 года это число увеличится до 462000, а к 2030 году — до 567000.

В 2024 году количество частных вузов в России возросло на 5,1%, достигнув 347 учреждений, что является первым увеличением с 2017 года. Эти данные были опубликованы Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС в феврале 2025 года и основаны на информации Министерства науки и высшего образования.

С 2017 по 2024 год общее количество коммерческих вузов вместе с филиалами сократилось на 21%. Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина связывает рост частных вузов с желанием россиян избежать мобилизации, выбирая очно-заочную форму обучения, что позволяет совмещать учёбу с работой.

Илья Иванинский, руководитель центра бизнес-образования Центрального университета, отмечает, что компании создают собственные учебные заведения в ответ на нехватку квалифицированных кадров. Также Елена Морозова, исполнительный президент Глобального университета Рыбакова, подчеркивает, что учебные программы частных вузов тесно связаны с потребностями отрасли. Студенты выбирают такие институты за их практическую направленность и близость к реальному бизнесу.

Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, отметил рост небольших частных университетов, которые предлагают качественное образование благодаря финансированию со стороны бизнеса. Это явление контрастирует с массовыми «фабриками выдачи дипломов» 1990-х и 2000-х годов.

Татьяна Блинова, старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, связывает увеличение числа частных вузов с их доступной стоимостью обучения по сравнению с программами государственных университетов.

В России в частных вузах обучается в среднем 4700 студентов, тогда как число государственных университетов сократилось на 6% с 2017 по 2024 год, составив 924 заведения. К 2024 году доля инженерных направлений на бюджетных местах достигла 41%, что сопоставимо с показателями советского времени.

Заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев сообщил, что за последние пять лет количество бюджетных мест на инженерные специальности увеличилось на 21%, что соответствует прогнозам кадровой потребности экономики.

Отметим, что в 2024 году впервые прекратилось снижение числа абитуриентов, сдающих ЕГЭ по физике, и увеличилось количество выпускников, набравших более 60 баллов. В рамках программы по созданию передовых инженерных школ привлечено 250 индустриальных партнеров, что способствовало росту частных инвестиций до 42 миллиардов рублей, превысивших государственное финансирование на 12 миллиардов рублей. Это подчеркивает значительную заинтересованность бизнеса в развитии инженерного образования.

В ближайшие годы планируется открытие 50 новых школ, что значительно расширит подготовку специалистов в передовых технологических отраслях. Это развитие происходит в рамках национального проекта «Молодежь и дети», к которому активно присоединяются отраслевые предприятия, заинтересованные в создании инженерных школ. Увеличение доли инженерных специальностей в системе высшего образования обусловлено растущей потребностью промышленности в квалифицированных кадрах.

Новая программа, направленная на развитие инженерных школ, предоставляет возможности для подготовки специалистов, способных решать актуальные технологические задачи. Параллельно наблюдается рост частных инвестиций в образование, что свидетельствует о высоком интересе бизнеса к развитию инженерной подготовки.

Количество студентов, обучающихся по информационно-технологическим специальностям в российских колледжах, достигло 376 тысяч, что увеличилось на 42% за последние три года. Уровень занятости выпускников этих специальностей остается высоким и составляет 82%.

Министерство просвещения, совместно с Минцифры и Минпромторгом, также разрабатывает новую олимпиаду по робототехнике в рамках Стратегии развития образования до 2036 года. За четыре года число бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах увеличилось вдвое, что подтверждает растущий интерес к этим направлениям.

В 2024 году в России наблюдается значительный интерес к IT-образованию, с 125 тыс. студентов на бюджетной основе и еще 70 тыс. на платной. В целом, более 600 тыс. студентов обучается в 500 вузах, специализирующихся на подготовке ИТ-специалистов.

Программа «Код будущего» за четыре года охватила около 400 тыс. школьников, многие из которых успешно сдали ЕГЭ по информатике и продолжили обучение на ИТ-специальностях. В 100 вузах функционируют «цифровые кафедры», которые предлагают ИТ-квалификацию для студентов различных специальностей. Более 200 тыс. студентов уже получили дополнительное образование в области информационных технологий.

В разработке находится стратегия развития образования до 2036 года, которая будет презентована в марте 2025 года и определит направления эволюции ИТ-образования в стране. Особое внимание в стратегии будет уделено развитию олимпиадного движения в робототехнике и аэрокосмических технологиях, для чего уже создана необходимая инфраструктура.

Государственная программа «Приоритет-2030», направленная на поддержку вузов, привлекла ₽136 млрд от более 6 тыс. индустриальных партнеров, что подчеркивает высокий интерес бизнеса к этому проекту. Кроме того, летом 2024 года были опубликованы результаты исследования, которое определяет направления платного образования с наибольшей окупаемостью.

Анализ НИУ ВШЭ показывает, что сферы менеджмента и информационных технологий предлагают самые быстрые сроки окупаемости высшего образования. В общем, окупаемость колеблется от трех до семи месяцев.

Условия исследования базировались на стоимости обучения в магистратуре и средней зарплате выпускников. Лидером по скорости окупаемости стал менеджмент, где обучение стоит около 289,5 тыс. рублей, а зарплата выпускников составляет 95,6 тыс. рублей в месяц, что позволяет вернуть затраты за три месяца.

Сфера искусственного интеллекта занимает второе место: стоимость обучения здесь составляет 595,7 тыс. рублей, а средняя зарплата – 190,4 тыс. рублей, что обеспечивает окупаемость за 3,1 месяца.

IT-направление замыкает тройку лидеров с периодом окупаемости в 3,3 месяца при затратах на обучение 582,4 тыс. рублей и среднем доходе 175,2 тыс. рублей.

Образования в области медиа и дизайна, финансов и маркетинга требуют от четырех до пяти месяцев для полной окупаемости. Например, для направления «медиа и связей с общественностью» с ценой обучения 423,7 тыс. рублей и зарплатой 111,9 тыс. рублей, срок окупаемости составит четыре месяца. В «маркетинге», где учёба обойдется в 491,2 тыс. рублей, затраты возвращаются за пять месяцев при средней зарплате 103 тыс. рублей.

Наиболее быстрая окупаемость отмечается у специалистов по машинному обучению, занимающих чуть более двух месяцев. С ними соперничают инженеры компьютерного зрения и инженеры данных.

В финансовом секторе выделяются инвестиционные и финансовые аналитики, чья окупаемость варьируется от 2,7 до 3,4 месяца.

В последнее время в сфере высшего образования в России наблюдается значительное повышение стоимости обучения, особенно в ведущих университетах.

Так, с 2024/25 учебного года Московский физико-технический институт (МФТИ) увеличил цены на свои образовательные программы в среднем на 20%. Это привело к росту стоимости обучения на «прикладной математике и физике» с 389 до 467 тыс. рублей, на «информатике и вычислительной технике» с 432 до 519 тыс. рублей, а на «ядерной физике и технологиях» – с 504 до 605 тыс. рублей. Это повышение объясняется стремлением уравнять цены с реальными затратами на обучение студентов.

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) также повысил стоимость обучения, увеличив цены на различные направления от 4,5% до 13%. Например, программа «журналистика» подорожала с 634 до 662 тыс. рублей, а «международные отношения» – с 655 до 740 тыс. рублей.

В Уральском федеральном университете (УрФУ) рост составил 8-10% на программы бакалавриата и специалитета, включая «прикладную математику». Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) подняли цены лишь на 4,5%, что является одним из самых низких уровней повышения среди ведущих вузов. В Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) и Томском политехническом университете (ТПУ) рост цен составил 6,5%.

Московский государственный университет (МГУ) и Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ пока не обновили цены на свои образовательные программы по сравнению с прошлым годом, как сообщает издание «Ведомости». Проректор РАНХиГС Владимир Колодкин отмечает, что ценообразование зависит от инфляции, индексации зарплат, рыночной ситуации и спроса.

При этом он подчеркивает, что образование играет ключевую роль в воспроизводстве и передаче культуры и знаний, и не должно рассматриваться исключительно как рынок.

В 2023 году объем рынка дополнительного детского образования в России достиг 3,04 млрд академических часов, увеличившись на 2,5% по сравнению с прошлым годом. Это связано с ростом реальных располагаемых доходов населения, по данным исследования компании BusinesStat, представленным в середине августа 2024 года.

В 2019 году рынок составлял 3,08 млрд академических часов с ростом на 8,6% по сравнению с предыдущим годом, что обеспечивалось государственной поддержкой и проблемами в общем школьном образовании, которые отчасти компенсировались дополнительным образованием.

Однако негативное влияние на отрасль также оказала пандемия COVID-19, когда дети начали меньше посещать кружки и секции из-за снижения доходов и перехода на дистанционное обучение.

В 2020 году количество академических часов дополнительного образования в России сократилось на 10,2%, составив 2,77 миллиарда часов, из-за недостатка альтернатив очным занятиям.

Однако в 2021 году, после снятия жестких ограничений, объем рынка увеличился на 7,9% и достиг 2,98 миллиарда часов. В 2022 году произошел небольшой спад на 0,4%, до 2,97 миллиарда часов. Это связано с ухудшением геополитической обстановки и корректировкой семейного бюджета, что изменило приоритеты расходов.

Среди ключевых преимуществ дополнительного образования выделяется широкий выбор видов деятельности, который позволяет детям выбирать занятия по интересам и способностям.

В 2023 году в учреждения среднего профессионального образования в России было принято 1,22 миллиона учащихся, что на 5,8% больше, чем в предыдущем году (1,15 миллиона). Это свидетельствует о росте популярности среднего профессионального образования, который обусловлен несколькими факторами.

Одним из них является доступность программ обучения, позволяющих молодежи быстрее получить профессию и стать финансово независимыми. Кроме того, российский рынок труда остро нуждается в специалистах среднего звена и рабочих, что повышает спрос на такие квалификации.

Выпускники технических училищ и колледжей имеют возможность продолжить обучение в вузах без необходимости сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов.

Данные свидетельствуют, что в 2019 году в техникумы и колледжи России поступило 1,04 миллиона студентов. В 2020 году наблюдался рост на 6,9%, что увеличило количество учащихся до 1,11 миллиона. Однако в 2021 году, на фоне пандемии COVID-19, данный показатель снизился на 3,3% и составил 1,08 миллиона.

В 2022 году ситуация улучшилась, и произошло увеличение на 6,9%, достигнув 1,15 миллиона студентов. С 2019 по 2023 год наблюдается общий рост приема студентов в техникумы и колледжи на 17%.

В 2023 году наиболее востребованными специальностями стали «информационные системы и программирование», «администрирование сетей», «сестринское и лечебное дело», а также специальности в области «автомобилестроения» и «строительства».

К концу 2023 года в России было зарегистрировано 337,8 тысячи программ дополнительного профессионального образования, что на 5% больше, чем в прошлом году, по данным исследования BusinesStat, опубликованным в июле 2024 года.

В 2019 году действовало 6035 учебных организаций, предлагающих такие программы, а к 2023 году их количество увеличилось до 7050.

В России наблюдается значительный рост в сфере дополнительного профессионального образования, который в 2021 году составил 1,3%, достигнув 270,2 тысяч программ. Это было следствием постепенного восстановления после пандемии COVID-19, вызвавшей спад в 2020 году на 6,6% — до 266,7 тысяч программ.

Корпоративное обучение стало ключевым двигателем роста, с учебными центрами, предлагающими программы как внутри своих компаний, так и на открытом рынке. В 2022 году ростaccelerated до 19%, увеличив общее количество программ до 321,7 тысяч. Это связано с трансформацией экономики и растущим спросом на переподготовку и повышение квалификации, особенно среди людей среднего и старшего возраста.

Важную роль также играют государственные инициативы по развитию непрерывного образования и внедрение дистанционных форм обучения. Однако стоит отметить, что доля преподавателей с учеными степенями в российских вузах продолжает снижаться, что может негативно сказаться на качестве образования.

Это подчеркивает необходимость повышения квалификации и обновления кадрового состава в образовательной сфере.

В 2023 году доля кандидатов наук среди преподавателей высших учебных заведений составила 57,3%, а докторов наук — 14,7%. По прогнозам, к 2035 году возможен дефицит 18,2 тыс. кандидатов и 2,5 тыс. докторов наук.

Основная причина данной ситуации заключается в отсутствии у университетов долгосрочной стратегии развития кадрового потенциала. Вузы не полностью учитывают количество аспирантов и не прогнозируют, сколько специалистов с учеными степенями могут покинуть учебные заведения в промежутке 15–30 лет.

Статистика показывает, что российские университеты не справляются с кадровым дефицитом: с 2020 года из профессорско-преподавательского состава выбыл 74 271 кандидат наук, в то время как количество выпускников аспирантуры составило только 66 263 человека, что не покрывает дефицит.

Негативную роль играет и далеко не идеальная финансовая поддержка аспирантов - низкие стипендии и сложности с совмещением учебы и работы приводят к тому, что многие бросают аспирантуру.

Эксперты предсказывают, что к 2035 году доля кандидатов наук в вузах может снизиться до 42,6%, а докторов — до 6,9% от общего числа педагогического состава. Это подчеркивает необходимость принятия мер для улучшения ситуации в сфере образования.

В 2023 году в российских вузах обучалось 1,29 миллиона студентов, что на 14% больше по сравнению с 2019 годом, когда показатель составил 1,13 миллиона. Об этом свидетельствует исследование компании «BusinesStat», опубликованное 10 июня 2024 года.

В исследовании учитываются три уровня высшего образования: специалитет, бакалавриат и магистратура, а аспирантура и ординатура в расчет не включены.

На данный момент в России насчитывается 1248 вузов, что на 3% меньше, чем в 2019 году, когда действовало 1287 учреждений. Стоит отметить, что в 2020 году прием студентов снизился на 3,2%, составив 1,09 миллиона человек. Это уменьшение связано с падением численности молодежи в возрасте 18-24 лет, а также с негативными экономическими последствиями пандемии COVID-19.

В последующие годы ситуация изменилась: в 2021 году прием увеличился на 3,3%, а в 2022 году — на 6,4%, составив 1,2 миллиона студентов. К 2023 году прирост составил 7,2%, что объясняется ростом численности молодежи в данной возрастной категории — с 9,6 миллиона в 2020 году до 10,3 миллиона в 2023.

Кроме того, в условиях пандемии наблюдался всплеск спроса на высшее образование, который также содействовал увеличению числа зачисленных на платные программы. Дистанционные технологии обучения способствовали расширению платных мест в вузах, позволяя снижать затраты на организацию учебного процесса.

Расширение коммерческого сектора также затрагивает образовательную сферу, что, среди прочего, отражается на условиях предоставления образовательных кредитов.

В 2023 году в России количество диссертаций снизилось на 22% по сравнению с предыдущим годом. Об этом сообщили в Российской книжной палате (РКП) в феврале 2024 года.

Согласно статистике, учёные фиксируют поступление менее 8 тысяч авторефератов в Российскую государственную библиотеку, тогда как в 2022 году их было 10,2 тысячи. Директор РКП Елена Ногина отметила, что количество регистраций авторефератов и защищаемых диссертаций продолжает падать.

Эксперты, опрошенные РБК, связывают это снижение с отсутствием мотивации у студентов для продолжения научной деятельности, что в свою очередь обусловлено нехваткой поощрений за получение учёной степени.

Аспирантура перестала восприниматься как важный этап научной карьеры и стала лишь третьим уровнем образовательной подготовки после бакалавриата и магистратуры. Многие аспиранты, по мнению специалистов, направляют свои усилия не на научные исследования, а на освоение вспомогательных курсов.

В результате наблюдается сокращение числа серьёзных теоретических и прикладных исследований. Для многих аспирантов достаточно защитить выпускную работу и получить диплом, в то время как защита диссертации не является обязательной и нередко остаётся незавершённой.

По словам Николая Кудряшова, заведующего кафедрой прикладной математики МИФИ, многие аспиранты выбирают упрощенные пути для защиты своих диссертаций. Снижение числа защит наблюдается в физико-математических и технических науках, так как работа по этим направлениям требует значительных усилий.

В то же время, 19 декабря 2023 года в Минобрнауки РФ объявили о выделении более 31 млрд рублей на грантовую поддержку в рамках программы «Приоритет-2030» в 2024 году, которая охватит 118 университетов в 50 регионах страны.

Базовая часть гранта для 106 вузов составит от 100 до 378 млн рублей, а 12 университетов из Дальнего Востока получат от 120,3 до 288,6 млн рублей. Стоит отметить, что общий объем финансирования для базовой части гранта на будущий год составит 17,98 млрд рублей, что выше, чем в 2023 году, когда он составил 13,48 млрд рублей.

Приволжский федеральный округ занял второе место с 22 университетами-победителями программы. В начале 2024 года планируется дополнительный отбор вузов для участия в «Приоритет-2030». Также существуют вузы-кандидаты, которые, не получая грантов, отчитываются о своих программах развития и могут стать полноправными участниками программы, достигнув необходимых показателей.

В 2021 году после первого отбора 15 вузов сохранили статус кандидатов для участия в программе «Приоритет-2030». Как отметил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, программа открыта для всех университетов, и те, кто не покажет положительной динамики, могут потерять статус участника и быть переведены из специальной части гранта в базовую. В то же время, вузы, не входящие в программу, могут подать заявку при условии тщательной подготовки.

Тем временем, Испания зафиксировала рекордное количество студентов из стран, не входящих в ЕС, что стало возможным благодаря возможности совмещения учёбы и работы до 30 часов в неделю с середины 2022 года. В конце 2023 года в стране обучалось почти 76 тыс. иностранных студентов, среди которых наибольший рост (73%) показали россияне, число которых возросло до 4,3 тыс. человек. В то же время больше всего студентов прибывает из Колумбии, США и Китая.

Анализируя систему среднего профессионального образования в России, заместитель председателя Правительства Татьяна Голикова сообщила, что 60% выпускников 9-х классов поступают в колледжи. В 2023 году количество студентов на программах СПО достигло 1,2 миллиона, и уровень занятости выпускников колледжей на начало октября составил около 80%. Это свидетельствует о растущей популярности СПО среди молодежи.

Вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула значимость среднего профессионального образования в России, которое включает более 3,5 тыс. колледжей и 3,7 млн студентов, обучающихся по почти 500 специальностям, охватывающим различные сферы, такие как промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, социальные услуги, искусство и информационные технологии.

В системе работают около 200 тыс. преподавателей. В 2022/2023 учебном году из колледжей планируется выпуск 812 тыс. студентов, из которых 129 тыс. уже нашли работу, а 338 тыс. определились с будущим трудоустройством.

Также, в этом году ожидается завершение учебы для примерно 916 тыс. выпускников вузов, среди которых будет около 197 тыс. инженеров.

Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев отметил, что в среднее профессиональное образование приходят студенты с высокими результатами, которые осознанно выбирают профессии.

Для улучшения связи между потребностями работодателей, государственными интересами и молодежью была запущена федеральная программа «Профессионалитет». Этот проект нацелен на создание взаимодействия между производством и образовательным процессом, чтобы соответствовать требованиям рынка труда.

Важно, что предприятия могут не только заявить о необходимости подготовки конкретных специалистов, но и участвовать в процессе их обучения, при этом ключевым показателем успеха становится трудоустройство выпускников.

85% трудоустройства выпускников является впечатляющим показателем, сопоставимым с мировыми стандартами. Такой уровень достигает «Профессионалитета», отметил Бугаев.

Наиболее востребованными вузами в России стали Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), Казанский федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет (УФУ), НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и Финансовый университет при правительстве.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил об этом 4 сентября 2023 года на совещании у главы правительства Михаила Мишустина.

Самыми популярными направлениями у абитуриентов оказались информатика, педагогика, экономика, юриспруденция и менеджмент.

В пресс-службе ВШЭ отметили, что число заявлений на поступление в 2023 году увеличилось на 10% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 91 000. Всего на первый курс бакалавриата зачислено более 9300 человек, а в магистратуру — 6500 человек.

Студенты выбирают ВШЭ для получения качественного образования и развития разнообразных компетенций.

Представитель РАНХиГС также сообщил, что этот вуз стал лидером по числу поданных заявлений на бюджетные места — 64 319. В этом году в РАНХиГС на очной форме обучения зачислено 14 774 студента, из которых 4910 — в Москве (721 на бюджет), а 9864 — в филиалы (3065 на бюджет). Олимпиадники составляют 36,5% от общего числа зачисленных на бюджет.

В сентябре 2023 года Дмитрий Чернышенко сообщил, что в России насчитывается почти 4,5 миллиона студентов. В новом учебном году в ряды студентов вступили 1 236 022 первокурсника, и для них выделено 626 278 бюджетных мест, включая 37 089 для вузов новых регионов. В рамках сервиса «Поступление в вуз онлайн» документы подали свыше 375 тысяч абитуриентов.

Средняя стоимость обучения в ведущих российских вузах в 2023/2024 учебном году возросла на 12%. Например, на программы «информационные системы и технологии» и «программная инженерия» теперь необходимо заплатить 340 000 рублей вместо 286 000 рублей в прошлом году. Цена обучения на «прикладной математике» поднялась с 256 000 до 310 000 рублей, а на «физике» — с 287 000 до 350 600 рублей.

Наибольшее удорожание коснулось программы «экономика и управление бизнесом», где стоимость увеличилась с 410 000 до 460 000 рублей, что составило 12%. На 10% подорожали такие направления, как «юриспруденция: междисциплинарные исследования» и «международные отношения», доходя до 450 000 и 596 000 рублей соответственно. Программы «деловая и политическая журналистика» и «маркетинг» увеличились в цене на 9%, достигнув 395 000 и 380 000 рублей.

Кроме того, правительство России утвердило новый стандарт оснащения университетских кампусов, что было анонсировано пресс-службой кабинета министров 28 июня 2023 года. Этот стандарт направлен на оптимизацию подготовки и реализации проектов по оборудованию лабораторий, улучшение их качества и соблюдение единых требований к инновационной и научно-исследовательской инфраструктуре.

Согласно документу, упомянутому правительством, с 29 июня 2023 года еще не опубликованного, все лаборатории в университетских кампусах будут классифицированы по нескольким категориям в зависимости от их специфики.

Например, учебно-научные лаборатории станут площадками для проектной работы студентов, получающих образование в области естественных, технических, общественных и гуманитарных дисциплин. Это упростит процесс оснащения лабораторий и повысит качество проведенных исследований.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркивает, что создание современных университетских кампусов связано с новым осмыслением роли вузов в развитии страны и регионов. Кампусы должны стать центрами сотрудничества университетов с научными организациями, местными властями и бизнесом.

Важной составляющей новых лабораторий станет современное оборудование, что будет способствовать вовлечению молодежи в науку уже во время учебы.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что к 2030 году планируется создать 25 современных кампусов мирового уровня, 17 из которых уже находятся в стадии реализации.

Кроме того, премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новые правила формирования реестра дистанционного признания образования, полученного за рубежом.

По информации, представленной пресс-службой правительства 23 мая 2023 года, число защит кандидатских диссертаций в России сократилось на 60% за последние 12 лет, упав с 33 700 в 2010 году до 11 400 в 2022 году. Эти данные озвучил ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий в декабре 2023 года.

Он отметил, что за последние годы наблюдается склонность к стабилизации в области защиты кандидатских работ, однако этого недостаточно для обеспечения воспроизводства научно-педагогических кадров.

Одной из ключевых причин данной ситуации является долгосрочное восприятие аспирантуры как третьей ступени образования, что привело к снижению уровня научной активности. В дополнение, доля аспирантов за последние 13 лет уменьшилась на 30%. В 2022 году менее 50% принятых аспирантов смогли успешно защитить свои работы. Садовничий акцентировал внимание на том, что эффективность аспирантуры требует критической оценки.

Ситуация с защитами диссертаций вызывает ещё большее беспокойство: в последние годы уровень защищённых работ сокращается на 9% ежегодно. По словам ректора, это также является следствием того, что аспирантура долгое время рассматривалась не как путь к научной карьере, а скорее как просто часть образования.

Тем не менее, последние изменения могут указывать на возможную стабильность, которая, однако, не способствует восстановлению научных кадров в должной мере.

По данным, представленным Садовничим, в 2022 году российские вузы подготовили 36 тысяч специалистов в области математики и естественных наук, столько же в сфере информационных технологий. При этом наибольшее число выпускников составили экономисты и управленцы (166 тысяч), а юристов - 89 тысяч. Садовничий указывает, что это соотношение не является оптимальным.

Прием в техникумы и колледжи в 2022 году достиг 1,15 миллиона человек, что на 16,2% больше по сравнению с 2018 годом, когда было зафиксировано около 1 миллиона поступивших. Исследовательская компания BusinesStat сообщает также, что по сравнению с 2021 годом число учащихся в учреждениях среднего профессионального образования увеличилось на 6,5%.

Наибольшее количество поступивших наблюдалось в 2020 и 2022 годах — 1,11 и 1,15 миллиона соответственно. Объясняется это тем, что высшее образование стало менее доступным из-за снижения покупательной способности граждан, что привело к росту интереса к среднему профессиональному образованию как более экономичному и быстрому варианту получения квалификации.

Согласно BusinesStat, основную массу студентов в техникумах и колледжах составляют выпускники 9-11 классов. Основным фактором роста числа поступающих с 2018 по 2022 годы стало увеличение численности подростков в возрасте 15-20 лет — с 8,3 миллиона до 9,1 миллиона.

Государственная политика в России значительно улучшила престиж рабочих профессий, как отмечают эксперты. Для оптимизации расходов на содержание государственных образовательных учреждений были приняты ряд мер, включая объединение отдельных училищ и техникумов в крупные многопрофильные центры профессионального образования, а также закрытие образовательных организаций, не соответствующих обязательным критериям эффективности.

Согласно данным аналитического агентства BusinesStat, объем рынка дополнительного образования детей в 2022 году составил 2,97 млрд академических часов, что на 0,3% меньше, чем в 2021 году. Это снижение связано с трудной экономической ситуацией в стране и ухудшением финансового положения населения.

В то же время в 2021 году рынок увеличился на 7,6%, достигая 2,98 млрд часов, что связано с необходимостью детей заниматься с репетиторами для устранения пробелов в знаниях, возникших из-за дистанционного обучения в школах.

Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение разнообразных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Оно способствует формированию творческих способностей и здорового образа жизни, а также организацией свободного времени.

В России обучение по дополнительным образовательным программам для детей финансируется как из бюджета, так и за счёт средств родителей и попечителей. Эти программы реализуются в различных образовательных учреждениях, включая специализированные центры, общеобразовательные, дошкольные и учреждения среднего образования.

В период с 2018 по 2022 годы наблюдается рост числа организаций дополнительного образования детей на 2,5%, с 44,7 тыс. до 45,8 тыс. Это увеличение соответствует одной из приоритетных задач Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, что подчеркивает важность сохранения сети таких организаций.

В 2022 году основная часть защит кандидатских диссертаций прошла в учреждениях высшего образования, на которые пришлось около 76% всех защит. Научно-исследовательские организации заняли второе место с 22,3%. В то же время другие виды образовательных структур, включая дополнительное профессиональное образование, составили лишь 1,6% или 157 защит.

Наиболее популярными направлениями подготовки в 2022 году стали «Клиническая медицина», с 1,2 тыс. защит (13,1% от общего числа), «Экономика» (784 человека, 8,2%), «Физика и астрономия» (600 человек, 6,3%), «Языкознание и литературоведение» (592 человека, 6,2%) и «Биологические науки» (480 человек, 5,0%). Все эти специальности в совокупности составили примерно 40% от общего числа защит.

Стоит отметить, что 23,8% защит осуществлялись соискателями, не проходившими программы подготовки научных кадров, что говорит о растущем интересе к научной карьере вне традиционных образовательных путей. Наибольшее участие к этой категории защитников демонстрировали организации дополнительного профессионального образования — 34,4%. В научно-исследовательских учреждениях данный показатель составил 28,9%, а в вузах — 22,1%.

По данным агентов маркетинга «ГидМаркет», в 2022 году наблюдался значительный рост дополнительного профессионального образования в России: количество слушателей увеличилось на 17,6% по сравнению с предыдущим годом и достигло 8,19 миллионов человек. Это указывает на динамичное развитие образовательной сферы и повышение интереса к дополнительным квалификациям.

Рост популярности дополнительного профессионального образования в России отражает растущую значимость этого направления для профессионального роста и повышения квалификации. По данным Минобрнауки, к концу 2022 года в стране функционировало более 6,6 тысяч подразделений допобразования, что свидетельствует о значительном увеличении по сравнению с предыдущими годами. С 2017 по 2021 годы количество таких учреждений увеличивалось на 3-6% в год, однако в 2022 году наблюдается резкий скачок. Эти организации ежегодно обучают свыше 6 миллионов человек, позволяя им адаптироваться к требованиям рынка труда.

Несмотря на позитивные тенденции, аналитики предупреждают о негативных последствиях текущей геополитической ситуации. Падение покупательской способности населения, а также ускорение инфляции будут затруднять доступ к образовательным услугам. К тому же корпоративные клиенты продолжают оптимизировать свои расходы, что может сказаться на спросе на дополнительные образовательные программы. Перераспределение интереса с более дорогих высших учебных заведений на недорогие курсы не сможет полностью компенсировать падение интереса в условиях экономической нестабильности.

К тому же, стоит отметить, что количество защит диссертаций в России в 2022 году увеличилось на 20% по сравнению с 2021 годом, что может свидетельствовать о том, что все больше специалистов стремится не только к переподготовке, но и к научным достижениям.

Мероприятие, посвященное итогам работы министерства в 2022 году, прошло под руководством министра Фалькова, который озвучил уверенный рост числа защищенных диссертаций: в 2022 году защитили 8,5 тыс. кандидатских и 1,5 тыс. докторских диссертаций.

В сравнении с 2020 годом, когда эти цифры составили 6,5 тыс. и 1 тыс., наблюдается позитивная тенденция. Фальков отметил, что увеличение количества защит свидетельствует о повышении качества исследований и интересе людей к научной деятельности.

Помощник президента Андрей Фурсенко, присутствовавший на совещании, подчеркнул, что данный рост — значительное достижение, несмотря на жесткий контроль за защитами диссертаций.

По его мнению, важно, чтобы часть новых докторов пошла работать в университеты, что обеспечит высокое качество подготовки кадров и укрепит научный суверенитет страны. Ранее Фальков упоминал негативные тренды, наблюдавшиеся с 2018 года, связанные со снижением числа защит, которые стали результатом различных проверок диссертационных советов.

Положение в аспирантуре остается сложным, о чем министр говорил в начале 2023 года.

В 2022 году в России было зарегистрировано 45 100 новых аспирантов, что на 50% больше, чем в предыдущем году, когда количество учащихся составляло 28 тысяч. Этот рост стал максимальным за последние десять лет, согласно исследованию Института статистических исследований и экономики данных НИУ ВШЭ, обнародованному в мае 2023 года.

Авторы исследования отмечают, что увеличение числа аспирантов связано как с возросшей привлекательностью научной карьеры, так и с внешними факторами, включая возможность отсрочки от армии. Однако директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС, Борис Илюхин, подчеркивает, что аспирантура требует значительных усилий и не обеспечивает высоких доходов, что делает маловероятным выбор этого пути только ради уклонения от призыва.

Он также указал, что комиссии в образовательных учреждениях заинтересованы в привлечении студентов, стремящихся к научной деятельности.

В 2022 году наиболее востребованными научными специальностями стали экономика (22,9%), право (10,2%), информационные технологии и телекоммуникации (6,2%), и педагогика (5,7%).

Завершили обучение по программам аспирантуры 13 900 человек, причем 12,9% из них успешно защитили диссертации, что также является наилучшим показателем за последние пять лет.

Среди опрошенных аспирантов 67,6% планируют остаться в академической среде после защиты диссертации, 27,7% хотят трудиться за пределами науки и высшего образования, а 12,1% намерены продолжить исследовательскую деятельность.

Согласно исследованию, 78,3% аспирантов предпочитают оставаться работать в России, в то время как лишь 6% планируют выезд на срок более трех месяцев, а 2% хотят покинуть страну навсегда.

Объем рынка дополнительного профессионального образования в России в 2022 году составил 793 млн академических часов, что на 3,8% ниже, чем в предыдущем году, что стало первым падением за последние пять лет, согласно информации аналитиков BusinesStat. Причины снижения рынка включают утрату иностранных студентов и уход международных онлайн-платформ, рекламировавших курсы.

В период с 2018 по 2021 годы наблюдался рост учебной нагрузки в среднем на 6% в год, что связано с необходимостью повышения квалификации в таких сферах, как образование и медицина. Однако в 2022 году выявилась проблема нехватки постоянных преподавателей, поскольку для реализации программ часто требуется привлечение специалистов из разных областей.

Преподавательский состав формируется под конкретные запросы предприятий, а участники рынка отмечают, что существует дефицит практикующих преподавателей, обладающих как теоретическими, так и практическими знаниями.

В бизнес-школах России наблюдается повышенный спрос на практикующих преподавателей.

По итогам приемной кампании 2022 года, 11 регионов страны зачислили 284 330 абитуриентов, что составляет более половины от общего числа поступивших. Лидерами по количеству новых студентов стали Москва и Московская область с 112 004 абитуриентами, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область с 48 792.

Согласно исследованиям НИЭ ВШЭ, 75% бюджетных мест в 2022 году получили региональные вузы, при сохранении количества мест на уровне предыдущего года. В 42 субъектах страны наблюдался рост числа зачислений на бюджетные места по сравнению с 2021 годом, тогда как в 31 регионе произошло сокращение на 6891 человека.

Эксперты указывают на рост качества приема в некоторых регионах, что свидетельствует об увеличении конкурентоспособности региональных вузов. В частности, в Нижегородской области средний балл ЕГЭ повысился на 1,02%, а в Самарской области — на 1,67%. В то же время наблюдается негативная динамика в Свердловской и Ростовской областях с падением средних баллов на 2,14% и 1,37% соответственно.

По данным отчета НИУ ВШЭ, наибольшее увеличение совокупного приема студентов произошло в Свердловской области, где зачислили 17 132 человека, что позволило ей занять третье место среди регионов.

По состоянию на 2022 год, в вузы России было зачислено 17 015 студентов из Татарстана, что соответствует росту численности на более чем 6% по сравнению с 2021 годом. Замыкает топ-5 регионов Ростовская область с 15 021 поступившим, однако здесь зафиксировано снижение на 7,5%.

Согласно информации, предоставленной в январе 2023 года министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым, число бюджетных мест в 85 региональных вузах России увеличилось более чем на 20% за период с 2020 по 2022 годы. Региональное образование демонстрирует феноменальный рост: эти вузы не только увеличили бюджетный набор, но и сохранили качество приема, а также нарастили количество платных студентов.

Примеры успешных вузов включают «Нижегородский государственный университет имени Лобачевского» и «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет», где в 2022 году рост бюджетного приема составил 22% и 30% соответственно, а средний балл ЕГЭ у бюджетников увеличился на 1,5 и 2,1 балла.

Средний балл зачисления в России остался стабильным, что свидетельствует о равномерном распределении студентов с высоким уровнем знаний. Это связано с тем, что такие студенты чаще выбирают оставаться в своих регионах.

В конце января 2023 года Минобрнауки РФ представило проект постановления, нацеленный на определение приоритетных направлений подготовки для увеличения бюджетных мест в 2023–2024 учебном году. Учитывая быстрое развитие технологий и потребность страны в квалифицированных кадрах, документ предполагает механизмы перераспределения контрольных цифр приема для акцентирования на росте экономики по ключевым направлениям.

Одно из значимых изменений касается доли бюджетных мест в сферах кибербезопасности: премьер-министр Михаил Мишустин увеличил эту долю с 20% до 30% для ИТ-специальностей. Также сохранены 30% мест для направлений «Радиотехника» и «Конструирование и технология электронных средств».

На 2022 год выделено 10% мест для специальности «Математика», а целевые квоты на обучение определяются ежегодно правительством в зависимости от заявок регионов. Студенты, поступившие по целевым направлениям от работодателей, учатся бесплатно, но после выпуска обязаны отработать три года в компании, которая их направила.

Для таких специальностей, как «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей» и «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», целевые квоты составляют 60% от общего числа мест.

В 2022 году правительство России удвоило количество бюджетных мест по направлениям в сфере информационных технологий, что позволит 160 тысячам абитуриентов учиться бесплатно. Более 100 тысяч старшеклассников смогут пройти бесплатные двухгодичные курсы по программированию. Это сделано в первую очередь для подготовки кадров для отраслей, где необходима быстрая замена импортных технологий, что направлено на обеспечение технологического суверенитета страны.

С нового учебного года 106 вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», начнут обязательные курсы по ИТ, что станет важным шагом к подготовке квалифицированных кадров в данной области.

По состоянию на 23 июня 2022 года, замминистра науки и высшего образования Андрей Омельчук сообщил, что выпускники вузов будут получать двойную квалификацию — по основному направлению и в области ИТ. Это заявление было сделано на совещании с представителями образовательных учреждений, среди которых присутствовал министр цифрового развития Максут Шадаев.

С введением программы «Приоритет-2030» в мае 2021 года вузы начали получать финансирование на развитие образовательных инициатив. В апреле 2022 года стартовал проект «Цифровые кафедры», подразумевающий предоставление вузами ИТ-курсов в рамках дополнительного профессионального образования.

С 1 сентября планировалось введение отдельных ИТ-модулей для студентов, что должно было помочь им освоить программные средства, анализ данных и веб-технологии. Однако теперь эти курсы будут обязательными. Омельчук настаивает на важности интеграции ИТ-модулей в основную образовательную программу вместо дополнительного обучения.

Изменения будут внесены в проект «Цифровые кафедры», чтобы использовать цифровые технологии там, где они необходимы, например, в инженерии, медицине и гуманитарных науках. В программе «Приоритет-2030» участвуют такие учреждения, как Московский городской педагогический университет и Театральный институт имени Бориса Щукина.

Н. И. Пирогов и другие эксперты поднимают вопрос об ухудшении уровня подготовки выпускников в сфере информационных технологий. Замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что лишь 3-5% студентов вузов могут эффективно работать с большими данными.

В ответ на эту проблему, планируется реализация новых инициатив, которые находятся на стадии разработки. Ожидаются внедрения оценок цифровых компетенций студентов на различных этапах их обучения, чтобы повысить общие стандарты образования. Кроме того, обучение будет оценивать профессиональное сообщество — эксперты из ведущих ИТ-компаний.

Шадаев подчеркнул, что вузы обязаны будут адаптироваться к этим изменениям, которые хоть и воспринимаются как нагрузка, являются необходимостью. Ожидается, что к каждому университету будут прикреплены одна или две профильные ИТ-компании для более целенаправленной подготовки специалистов. Однако есть опасения, что учебные заведения не успеют подготовиться к масштабируемым изменениям, особенно в короткие сроки.

Также, 6 июня 2022 года было официально объявлено об исключении российских вузов из Болонской системы. Этот шаг обусловлен политической ситуацией и поддержкой российскими университетами спецоперации на Украине. Заместитель министра отметил, что Россия, присоединившись к Болонскому процессу в 2003 году, фактически не взяла на себя международные обязательства.

В современных условиях необходимость реформ отечественного высшего образования стала более чем очевидной. Министр образования России Валерий Фальков отметил, что изменения обусловлены кардинальной перенастройкой технологических и экономических процессов, что требует адаптации системы образования к новым реалиям.

По его мнению, 20-летний опыт использования «Болонской системы» показал, что она не всегда способствует достижению поставленных целей, а недостатки, такие как поступление в магистратуру без профильного образования, снижают качество подготовки специалистов.

В марте 2022 года председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин предложил выйти из «Болонского процесса» и вернуться к классическому образованию, аргументируя это тем, что вступление в данную систему не оправдало ожиданий и привело к утрате значимых преимуществ традиционного российского образования.

В мае того же года Фальков анонсировал разработку уникальной образовательной системы, отражающей интересы экономики и обеспечивающей максимальные возможности для студентов.

Президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость акцента на бюджетные места в вузах для ускорения процесса импортозамещения. Таким образом, перед университетами стоит задача сохранить высокий уровень подготовки квалифицированных кадров, которые будут необходимы для мобилизации ключевых отраслей экономики.

Фокус на подготовку кадров для импортозамещения и научно-технологического суверенитета России остаётся актуальным, сообщили в Правительстве РФ. В 2023/24 учебном году выделено 590,1 тысяч бюджетных мест, из которых более 73% направлены в региональные образовательные учреждения.

Лидерами по количеству бюджетных мест стали инженерные и технические специальности с 245 тысячами мест, за ними следуют педагогические науки — 75 тысяч, а также медицинские и социальные направления, которые получили 68 и 53 тысячи мест соответственно.

Министерство науки и высшего образования России под руководством Валерия Фалькова активно работает над увеличением числа бюджетных мест с акцентом на потребности регионов и крупных работодателей. В рамках инициативы по цифровой экономике на 2023/2024 учебный год предусмотрено 160 361 бюджетное место для вузов, из них 112 993 — в регионах.

Кроме того, в 2022 году президентом России были даны указания по созданию не менее 25 кампусов высших учебных заведений к 2030 году при государственно-частном партнерстве, с обеспечением финансирования за счет федерального бюджета. Эти меры направлены на системное развитие образования и подготовку специалистов, способных удовлетворить растущие требования рынка труда.

Правительство России совместно с «ВЭБ.РФ» и региональными властями получило задание определить понятие «кампус» и выработать порядок их создания и эксплуатации. Президент Путин также поручил разработать меры, направленные на привлечение инвесторов и концессионеров в этот проект. Согласно оценкам «ВЭБ.РФ», общий объем инвестиций составит 607 миллиардов рублей до 2030 года, из которых 278 миллиардов будут привлечены от частных инвесторов.

В феврале 2022 года Минобрнауки предложило перенаправить средства, запланированные на программу академической мобильности, на создание кампусов. Представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко указал на потенциальные преимущества кампусов в контексте достижения национальных целей развития и укрепления позиций России в десятке ведущих стран в области исследований и разработок.

Управляющий директор «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич отметил, что новые кампусы не будут требовать бюджетного финансирования на этапе эксплуатации, так как планируется, что их будут управлять негосударственные операторы. Кампус представляет собой не только учебные и научные лаборатории, но и современные студенческие городки, спортивные и досуговые объединения, а также общественные пространства для горожан.

По материалам: www.tadviser.ru