Ценность высшего образования в современном мире

Июн 27, 2025 / 10:34

В последнее время все чаще звучат мнения о том, что высшее образование перестает «окупаться». Некоторые исследования показывают, что университетские дипломы не всегда способствуют увеличению зарплаты, и этот тренд наблюдается не только в России, но и во всем мире. Например, публикация издания Fortune в 2025 году утверждала, что почти половина молодых людей, принадлежащих к поколению Z и миллениалам, считает, что обучение в колледже стало просто тратой денег.

Однако нельзя спешить с выводами о том, что «премия» за высшее образование исчезла. Социолог Ксения Тенишева, экономист Дмитрий Прокофьев и глава HH.ru Юлия Сахарова отмечают, что обсуждение этой проблемы — это не новшество. Вопрос сложен, поскольку необходимо учитывать множество факторов.

Ценность высшего образования в современном мире

Прежде всего стоит понимать, когда именно проводятся «замеры» эффективности образования. Например, сравнивать доходы выпускников вузов с теми, кто не учился в университете, сразу после выпуска не совсем корректно, так как у опытных работников, которые не получали высшее образование, может быть значительное преимущество.

Еще одной проблемой является критерий, по которому проводится сравнение: стоит ли оценивать разницу между людьми с дипломами и без, рассматривать различные университеты и специальности или учитывать случаи, когда выпускники работают не по специальности. Таким образом, дискуссия о ценности высшего образования остается открытой, и требуется больше исследований и анализа, чтобы прийти к обоснованным выводам.

Нельзя отрицать, что раньше высшее образование приносило большую отдачу, поскольку его получение было сложным процессом. Вузов было немного, а попасть туда могли только единицы, преимущественно из привилегированных слоев общества. В таких условиях наличие диплома служило весомым сигналом для работодателей.

Однако с распространением высшего образования ситуация изменилась. Сейчас, когда почти половина школьников продолжает обучение в вузах, количество дипломированных специалистов возросло, что привело к снижению ценности диплома на рынке труда.

Тем не менее, говорить о полном обесценивании дипломов было бы ошибочно. Несмотря на то, что диплом об университете сейчас ценится меньше, сильные образовательные программы в престижных вузах по-прежнему способны открыть множество возможностей.

Существуют направления, для которых диплом является необходимым критерием. Например, требования к образованию по некоторым профессиям, пусть и спорные, все еще актуальны. Кроме того, университеты предлагают уникальные навыки, такие как критическое мышление, которые нельзя развить в других формах обучения.

Таким образом, хотя дипломы сегодня могут менее цениться по сравнению с прошлым, их значимость все еще сохраняется благодаря качеству образования в некоторых вузах и необходимости высшего образования для определенных профессий.

В современном обществе наблюдается парадоксальная ситуация с образовательной системой. С одной стороны, растет акция по повышению доступности средне-специального образования, которое зачастую оказывается более целесообразным с финансовой точки зрения. Например, колледжи предлагают практические профессии, такие как IT-специалист или графический дизайнер, которые не требуют высшего образования, но обеспечивают высокую востребованность и успех на рынке труда.

С другой стороны, выпускники вузов, потратившие пять лет на обучение, порой не могут найти работу по специальности или получают низкую зарплату, что вызывает сомнения в целесообразности их инвестиций в образование. Мы находимся в экономически нестабильной ситуации, и делать прогнозы о будущем высшего образования становится достаточно сложно.

Подход к «окупаемости» высшего образования кажется устаревшим и не совсем корректным, так как он основывается на понятиях индустриальной эпохи. Это сводит богатый опыт обучения к простым расчетам и материальным результатам. Кроме того, возникает вопрос, для кого именно проводятся эти расчеты: для студентов, для государства или для общества в целом?

К примеру, знаменитый советский экономист Станислав Струмилин показал, что инвестирование в обучение низкоквалифицированных рабочих, таких как крестьяне, приводит к значительному увеличению производительности труда. Важно переосмыслить ценность образования с учетом новых реалий и потребностей современного общества.

Исследования показали, что инвестиции в образование могут приносить уменьшающийся эффект. Первоначальные вложения, такие как обучение навыкам работы на станке, дают значительную отдачу, однако с увеличением этих вложений направление результатов становится менее очевидным. Экономист Роберт Солоу объяснил это тем, что в определенный момент достижения становятся ограниченными и для дальнейшего роста необходимы инновации. Увеличение ресурсов уже не ведет к таким же заметным преобразованиям.

Тем не менее, для отдельного человека путь в университет может оказаться жизненно важным. Как показывает исследование Гарвардского экономиста Раджа Четти, выпускники лучших вузов имеют значительно больше шансов подняться по доходной лестнице. Даже выпускники с посредственными оценками из таких учебных заведений могут получить ключевые знакомства, которые способствуют карьерному росту.

Таким образом, наличие диплома из престижного университета откроет двери, даже если последующая карьера будет не связана с высокими амбициями. Например, работая фитнес-тренером в элитном клубе, выпускник того же Гарварда будет окружен нужными ему людьми, что обеспечит ему определённый уровень комфорта и возможности.

Существует мнение, что идти в непрестижные вузы не имеет смысла. Однако давайте рассмотрим это с другой стороны.

В рассказе Станислава Лема космический корабль сталкивается с серьезной проблемой при посадке: он может быть спасен только путем значительного увеличения мощности двигателей. Человек может сосредоточиться на том, чтобы самостоятельно спасти ситуацию, или же положиться на компьютер, который может не справиться с управлением. Эти аналогии можно применить и к ситуации на рынке труда.

Например, человек с университетским дипломом может зарабатывать меньше квалифицированного рабочего, что подчеркивает диспропорции в экономике. Тем не менее, выход на путь высшего образования открывает двери к потенциально более высоким карьерным возможностям. Отказ от учебы, наоборот, может ограничить перспективы и оставить человека на уровне, которым довольны его родители.

Хотя можно видеть случаи, когда дети успешных родителей не идут по традиционным путям к рабочим профессиям, это скорее исключение. Если бы трудовые перспективы были привлекательнее, картина изменилась бы. Следовательно, ситуация с разницей в доходах между специалистами и рабочими говорит о системных проблемах в системе, которые в конечном итоге потребуют изменений.

Существует мнение, что высшее образование не столь необходимо, так как многие выпускники не находят работу. Однако я считаю, что основная задача университетов заключается не только в предоставлении знаний и навыков, но и в формировании сообществ с уникальными взглядами на развитие общества. Это, в свою очередь, способствует его прогрессу.

Известно, что наличие диплома может увеличить потенциальный доход на 15–30%, однако ситуация на рынке труда более сложная. Многие HR-специалисты отмечают, что наличие высшего образования теряет свою значимость при оценке кандидатов.

На текущем кадровом рынке зарплата зависит от двух ключевых факторов: нехватки профессий и уровня навыков кандидатов. Диплом не гарантирует ни качества специалиста, ни его высокую зарплату. Рынок труда сегодня требует гибкости и способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Работодатели ценят не только тех, кто готов освоить новые технологии, но и тех, кто может предвосхитить изменения и предложить внедрение свежих идей. Таким образом, адаптивность и умение работать в условиях нестабильности становятся важнее, чем просто наличие образования.

Специалисты, способные гибко реагировать на новые вызовы, востребованы сильнее, чем когда-либо.

Несмотря на появление новых тенденций, высшее образование по-прежнему является ключевым требованием для многих профессий. Работодатели указывают на наличие диплома не только по привычке, но и из-за реальной необходимости. В таких отраслях, как юриспруденция, медицина и инженерия, высшее образование является обязательным условием трудоустройства. В этих сферах без диплома найти работу практически невозможно, а зарплаты у специалистов с высшим образованием зачастую на 40–60% выше. Особенно это актуально для ИТ-сектора, где даже на начальных позициях часто требуется высшее образование или значительный опыт, подтвержденный портфолио.

С другой стороны, ряд профессий с низкой оплатой труда относятся к специальностям, не требующим высшего образования или специфических навыков. К ним можно отнести такие должности, как уборщики, охранники, кассиры и другие, на которые сейчас нет острого спроса.

Одной из причин, по которой работодатели продолжают требовать диплом, является снижение рисков. Диплом служит своего рода индикатором обучаемости и профессиональной подготовленности. В государственных структурах и крупных компаниях наличие высшего образования часто является условием для карьерного роста. В таких случаях диплом может быстро окупиться. Кроме того, в таких сферах, как консалтинг и медицина, наличие диплома формирует доверие у клиентов.

Тем не менее, современная тенденция к навыкоцентричности меняет ситуацию. В ИТ и digital-отраслях всё чаще обращают внимание не на наличие диплома, а на реальные навыки кандидата. Стартапы и малый бизнес значительно реже указывают образование в качестве обязательного требования, предпочитая искать эффективных сотрудников, независимо от их образования. Это подчеркивает, что рынок труда продолжает эволюционировать и адаптироваться к новым условиям, устанавливая акцент на практическом опыте и актуальных знаниях.

По материалам: www.sobaka.ru