Российский учёный и академик РАН Сергей Михайлович Алдошин в интервью рассказал о перспективах топлива для автомобилей будущего и о новых наноматериалах, которые скоро появятся в России. По словам учёного, стекловолокно уже устарело, а углеволокно сегодняшний день и используется в производстве изделий, включая для авиации.
Технология получения углеволокна сложная и была разработана в своё время в Советском Союзе, но была утеряна. В настоящее время перед Россией стоит задача восстановить эту технологию. В рамках программы малотоннажной химии комплексно решается вопрос создания новых веществ и материалов, которые востребованы в небольших количествах. Однако многие вещества и технологии их производства также утеряны.
Для обеспечения технологической независимости страны программа малотоннажной химии должна способствовать разработке новых «умных» материалов. Например, речь идёт о материалах для микроэлектроники, важной области технологий. Без развития микротехнологий невозможно двигаться вперёд. Для этого направления необходимы фоторезисторы, кислотные катализаторы, подложки, добавки и другие компоненты.
Ещё одно направление, связанное с микроэлектроникой - изучение магнитных систем. Магнитные диски для записи информации хорошо известны, но в настоящее время стоит задача повышения плотности записи. Это направление важно для создания квантовых компьютеров, представляющих собой перспективное направление развития информационных технологий.
Новые наноматериалы с игрушечными размерами на атомном уровне могут изменить сферу технологий и привести к революционным изменениям. Российские учёные активно работают в области нанотехнологий, разрабатывая новые материалы, способы их получения и применения. Углублённые исследования в области кристаллохимии, химии твёрдого тела и квантовой химии позволяют создавать уникальные свойства материалов на молекулярном уровне. Эти достижения могут найти своё применение не только в промышленности, но и в медицине, энергетике, электронике и других сферах. Российские учёные и специалисты в области наноматериалов имеют все шансы стать лидерами в развитии этой сферы и создании инновационных продуктов и технологий.
Представим, что нам необходимо получить определенное изделие. Сначала на компьютере создается дизайн нужного изделия, а затем оно изготавливается из ультрадисперсного порошка, который подвергается спеканию под воздействием внешних факторов. В итоге получается нужная структура, которую не требуется обрабатывать в сложном процессе. Достаточно лишь провести небольшую шлифовку, и изделие будет готово к использованию. Всероссийский институт авиационных материалов активно занимается аддитивными технологиями. Сложные лопатки для турбин самолетных двигателей производятся ими с использованием этого метода. Это является примером «интеллектуальных технологий». Однако для этого необходимо уметь создавать математические модели нужных изделий.
Глубина переработки нефти является важным вопросом. Ученый Хаджиев вместе со своим учеником Максимовым разработали технологию гидроконверсии, которая позволяет повысить глубину переработки нефти до 95–96%. Эта технология в настоящее время внедряется в компанию «Татнефть». Там построена укрупненная установка по переработке гудрона, основанная на нанокатализаторах, которые готовятся непосредственно в реакторе. Кстати, оставшиеся 4–5% нефти также могут быть переработаны. К сожалению, процесс внедрения технологии гидроконверсии идет медленно и не без трудностей. Эта технология вызвала большой интерес со стороны американцев. Академик РАН Сергей Алдошин высказывает мнение, что возвращение потерянных технологий является главной задачей. Источник: Аргументы Недели (argumenti.ru). Подписывайтесь на «МК в Перми», чтобы быть в курсе наших новостей в первую очередь.