Обсуждение будущего беспилотной авиации в России

Июл 14, 2025 / 23:15

В ходе заседания дискуссии, модератор Алексей Рогозин, директор АНО «Центр развития транспортных технологий», подчеркнул, что мы находимся на этапе формирования новой беспилотной индустрии, которая возникает на стыке авиации, электроники и информационных технологий. Он призвал спикеров обсудить организационные, административные и технологические проблемы данной отрасли.

Докладчики отметили, что беспилотная авиация активно внедряется в нашу жизнь, демонстрируя ежегодный рост до 20% в двух ключевых направлениях: получении цифровых геопространственных данных и грузовых перевозках. Главная проблема, с которой сталкивается индустрия, заключается в обеспечении безопасности и взаимодействии с другими участниками воздушного движения. Спикеры согласились, что необходимо создание общих стандартов, правил и протоколов для разработчиков беспилотных аппаратов, а также подготовка узких специалистов в этой области.

Обсуждение будущего беспилотной авиации в России

Кроме того, были обозначены проблемы, связанные с внедрением новых разработок и необходимостью наставничества со стороны индустриальных партнеров. Это требует реформирования студенческих и молодежных конструкторских бюро в вузах, а также организации образовательной работы в школах и системе профессионального образования. Важным аспектом является формирование экспертного и научного сообщества в сфере беспилотных технологий.

Александр Ведехин, исполняющий обязанности директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, акцентировал внимание на том, что конверсия науки в реальный сектор является приоритетной государственной задачей. Он также отметил, что Минобрнауки обобщит и распространит опыт работы образовательных учреждений в этой области.

По мнению Глеба Бабинцева, генерального директора Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ», университеты должны сыграть ключевую роль в разработке инноваций для сектора беспилотной авиации, которые будут востребованы не только в России, но и за рубежом. Он отметил, что в настоящее время существует идеологическая и технологическая разобщенность, которую необходимо преодолеть.

Бабинцев указал на отсутствие четкой стратегии развития беспилотной отрасли как на федеральном, так и региональном уровнях. Хотя в транспортной стратегии упоминается, что к 2025 году беспилотные аппараты должны будут возить не менее 50% грузов по воздуху, таких технологических возможностей пока нет. Между тем, в стратегии развития авиапрома вообще не предусмотрены меры по внедрению беспилотников, и это значительно затрудняет определение задач для этого сегмента на государственном уровне.

Важным шагом, по словам спикера, станет создание единого инструмента для унификации и стандартизации беспилотной техники. Необходим научно-технический совет с участием всех заинтересованных сторон, включая органы власти, что поможет в формировании запросов к вузам и производителям. Бабинцев подчеркивает, что противоречивые требования мешают разработке многофункциональных технологий. Унификация и локализация производства беспилотников, по его мнению, позволят успешно решить задачу импортозамещения в данной сфере.

Эти идеи будут обсуждаться на Конгрессе молодых ученых, организованном в 2022 году Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и другими авторитетными учреждениями.

Оператором Десятилетия науки и технологий выступает АНО «Национальные приоритеты». Конгресс будет реализован с поддержкой различных партнеров, среди которых титульные — Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Также к ним относятся стратегический партнер ПАО «Россети» и официальные партнеры, такие как Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и ПАО Сбербанк.

В рамках данного события лауреаты национальной премии «Страну меняют люди» получат уникальные медали и нагрудные знаки. Кроме того, VII Киргизско-российский экономический форум планируется провести с 13 по 15 августа на Иссык-Куле, а результаты конкурса российских брендов «Знай наших» будут объявлены в центре Москвы.

Подобные мероприятия способствуют укреплению деловых связей между странами, а площадка Росконгресс International станет местом для тематических дискуссий, организованных Деловым советом Россия–Южноафриканской Республики. В «Сколково» пройдет интенсив «Архипелаг-2025», посвященный развитию беспилотных систем. Наконец, упоминание заслуживает и международная премия «Глобальная энергия», где среди лауреатов оказались ученые из России, Китая и США.

Александр Новак подчеркивает, что РЭН-2025 станет важной платформой для обсуждения актуальных проблем энергетической сферы.

На ПМЭФ-2025 участники могут воспользоваться чекапом «Капитал здоровья», который предлагает новый подход к корпоративному здоровью.

Первая Национальная премия «Страну меняют люди» пройдет в московском «Зарядье», а павильон «Развиваем Дальний» на ВЭФ предоставит информацию о возможностях макрорегиона.

Важно отметить, что регистрация экспонентов для Международного форума «Беспилотные системы: технологии будущего» все еще продолжается.

В рамках ПМЭФ-2025 был запущен совместный медиапроект платформы Roscongress International и медиасети TV BRICS.

XIII Международный спортивный форум пройдет в Самаре с 5 по 7 ноября.

Эксперты Фонда Росконгресс отмечают, что уменьшение роли США в обеспечении безопасности Европы ведет к ускорению милитаризации ЕС.

По материалам: www.vedomosti.ru