В начале недели, 10 июня, в Москве стартовала традиционная Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2024. Открытие мероприятия было отмечено выступлением президента Российской Федерации Владимира Путина, который пожелал участникам продуктивной работы и успешного проведения выставки.
Путин подчеркнул, что HeliRussia 2024 проходит в год юбилея отечественной гражданской авиации и десятилетия науки и технологий, что придает особую значимость этому событию. Традиционно выставка славится своей насыщенной деловой программой, играющей ключевую роль в обсуждении актуальных проблем вертолетной отрасли.

На этот раз многие темы были посвящены безопасности полетов и угрозам, связанным с совместным использованием воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми ВС. На круглом столе, посвященном этим вопросам, Ассоциация вертолетной индустрии выразила необходимость проведения комплексного анализа и разработки серьезных мер для повышения безопасности полетов.
Увеличение числа беспилотных и пилотируемых ВС в воздушном пространстве и введение новых правил использования столкнуло отрасль с риском увеличения инцидентов в воздухе, особенно при использовании воздушного пространства класса G. С 1 марта 2024 года вступили в силу изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства, которые усугубили риски столкновения. В этой связи представители индустрии обсуждали возможные решения и меры, направленные на обеспечение безопасности полетов.
HeliRussia 2024 стала площадкой для оживленных дискуссий и обмена опытом между участниками и экспертами отрасли, способствуя развитию вертолетного сектора и его инновационных технологий. Главные задачи выставки включают не только продвижение продукции и услуг компаний-участников, но и создание благоприятного климата для развития партнерских отношений и формирования новых технологических трендов.
HeliRussia продолжает привлекать внимание широкой аудитории как ключевое событие в сфере вертолетной промышленности, демонстрируя последние достижения и инновации, определяющие будущее отрасли. Участие президента России в открытии выставки подчеркнуло важность данного мероприятия для страны и мировой вертолетной индустрии в целом, подчеркивая роль России в этой области.
HeliRussia 2024 продолжит свою работу, предлагая участникам и посетителям широкий спектр информации, новых идей и контактов, способствуя дальнейшему развитию вертолетных технологий и индустрии в целом.
Один из негативных факторов, влияющих на безопасность полетов гражданских воздушных судов, — это неэффективная работа российских систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В рамках деловой программы HeliRussia 2024 состоится конференция под названием «Импортозамещение композиционных материалов, технологий и оборудования для их переработки в вертолетостроении».
Разработчики вертолетной техники всегда были впереди своих коллег по использованию новых материалов и технологий, в частности полимерных композиционных материалов (ПКМ).
С ужесточением санкций и полным запретом на импорт материалов, технологий и оборудования из враждебных стран требуется пересмотреть стратегию для обеспечения конкурентоспособного развития отрасли.
Важным становится развитие новых материалов, технологий и оборудования.
При условии того, что новые материалы могут быть универсальными для авиационной отрасли в целом, особое внимание следует уделить импортозамещению в области технологий и созданию отечественных аналогов оборудования.
В рамках деловой программы прошла конференция Ассоциации развития аддитивных технологий (АРАТ) на тему «Перспективы внедрения аддитивных технологий: революция в промышленности или временная мера».
Участники обсудили пути развития 3D-печати в условиях санкций, создание оборудования, материалов и комплектующих с применением аддитивных технологий в соответствии с государственной политикой импортозамещения, а также представили успешные кейсы внедрения аддитивных технологий в различные промышленные сферы.
На выставке были представлены макеты вертолетов, дронов, БПЛА и других изделий, однако посетители не увидели ничего нового или увлекательного.
Несмотря на сохраненное англоязычное название, выставка не смогла стать значимым международным событием. К тому же она проходит в МВЦ «Крокус Экспо», том же комплексе зданий, который запомнился людям недавним терактом, и это негативно отразилось на самом мероприятии.
Несмотря на это, некоторые экспонаты на выставке вызвали интерес у посетителей и экспертов. Например, белорусская компания КБ «Беспилотные вертолеты» представила на своем стенде разведывательно-ударный комплекс HUNTER в новой модификации, который включает в себя два беспилотных вертолета, наземную станцию управления, станцию наземного обеспечения полетов и две транспортные платформы. Новая версия комплекса предназначена для поиска и уничтожения морских дронов, а также может использоваться для других задач военного и специального назначения, таких как охрана государственной границы или целеуказание для поражения целей. Беспилотный вертолет HUNTER способен нести до 200 килограммов боевой нагрузки и оборудован системой вооружения, бортовым комплексом обороны, навигационным оборудованием и оптико-электронной системой.
На данный момент более 67% вертолетов, входящих в парк вертолетов России, являются отечественного производства, в основном такие, как Ми-8. Российские вертолеты представлены моделями среднего класса с газотурбинными двигателями. Однако эксплуатанты вертолетной техники сталкиваются с большой неопределенностью.
Отказ Запада от российских энергоресурсов может серьезно отразиться на реализации ряда проектов, связанных с освоением новых месторождений. Однако, с другой стороны, обращение России на Восток потребует ускоренного развития Восточной Сибири и строительства новой инфраструктуры.
В настоящее время вертолетная отрасль России ориентирована в основном на внутренний рынок. Для отечественного вертолетостроения, как и для многих других несырьевых секторов экономики России, ключевыми являются задачи импортозамещения и повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
Решение данных проблем во многом зависит от усилий государства и его способности предоставлять соответствующую поддержку отраслям. Среди основных препятствий, мешающих увеличению поставок российских вертолетов на внешние рынки, стоит выделить узость модельного ряда отечественной техники и отсутствие сертификации для российских вертолетов в США и странах Евросоюза, которые являются ключевыми потребителями таких воздушных судов.
Кроме того, высокотехнологичная отрасль авиастроения в России находится в периоде турбулентности. Пандемия коронавируса и ее последствия, санкционное давление со стороны западных стран, прерывание сотрудничества с зарубежными вертолетными компаниями поставляют дополнительные затруднения. Кризис в нефтегазовой отрасли, вызванный значительным снижением цен на нефть, привел к снижению спроса на вертолеты для нужд нефтяных компаний.
Продажи в отрасли нефтегазового сектора всегда являлись важным источником доходов для производителей вертолётов, причем многие новые модели средних двухдвигательных вертолетов разрабатывались преимущественно для офшорных работ.
В настоящее время в России наблюдается технологическое отставание от ведущих мировых производителей, а также высокая зависимость от государственной поддержки. Ограниченный модельный ряд производимой техники, постоянные проблемы с соблюдением сроков реализации проектов и сложности с сертификацией отечественных вертолетов за рубежом – все это создает серьезные вызовы для отрасли.
Более того, есть угрозы в виде низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке и ограниченных возможностей государства для увеличения поддержки. С учетом присутствия на мировом рынке таких крупных игроков, как «Airbus», «Robinson» и другие, вероятность недостижения приемлемого уровня спроса и окупаемости не умаляется. Этот фон усугубляется возможными проблемами как в политической, так и в экономической сферах.
Если не приступить к ликвидации технологического отставания в вертолетостроении и не принять меры по минимизации угроз, Россия в скором будущем рискует лишиться статуса великой вертолетной державы.