Дефицит кадров в ИТ-отрасли и новые подходы в образовании

Фев 9, 2025 / 03:19

Дефицит кадров в ИТ-отрасли стал заметной проблемой, о которой говорят эксперты и руководители различных ведомств.

Глава Сбера Герман Греф озвучил оценку нехватки специалистов более одного миллиона, в то время как заместитель главы МВД Игорь Зубов назвал цифру в 170 тысяч.

Дефицит кадров в ИТ-отрасли и новые подходы в образовании

Министр цифрового развития Максут Шадаев оценил потребность в 500-700 тысяч высококвалифицированных кадров для поддержания темпов роста сектора.

Являясь актуальной темой, дефицит показывает, что не все выпускники вузов обладают необходимыми навыками, соответствующими требованиям рынка.

Это связано с тем, что многие образовательные учреждения не успевают адаптировать свои программы к быстро меняющимся условиям.

На практике часто оказывается, что новые сотрудники требуют дополнительного обучения, что создает дополнительные издержки и временные затраты для работодателей, так как конечный результат остается под вопросом.

Вузы осознают существующие проблемы, однако система высшего образования функционирует не совсем оперативно.

Одним из возможных решений проблемы можно рассмотреть отказ от «Болонской системы», что теоретически могло бы позволить учебным заведениям быстрее реагировать на изменения в индустрии.

С 1 сентября текущего года в образовательной системе вводятся новые гибкие подходы к длительности обучения. Студенты смогут выбирать срок получения базового высшего образования от 4 до 6 лет в зависимости от специальности, что вместо стандартных 5 лет дает больше возможностей для индивидуальных траекторий.

Специальное образование теперь будет доступно за 1-3 года, а профессиональное специализированное — за 3-4 года. Такой подход предназначен для обеспечения более тесной связи между образованием и реальным сектором экономики, что поможет быстрее удовлетворять потребности отрасли в квалифицированных кадрах. Однако чтобы осуществить эти изменения, потребуется время: система не адаптируется моментально.

В университетах уже предпринимаются шаги для преодоления разрыва между теорией и практикой. Например, студенты ИТ-дисциплин Университета Лобачевского с 2-3 курса проходят практику на реальных ИТ-предприятиях, участвуя в проектах по созданию программного обеспечения.

Кроме того, их ИТ-партнеры внедряют свои образовательные модули в учебный процесс. В филиале Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде акцентируется внимание на постоянном обновлении компетенций преподавателей, которые участвуют в научных проектах или сотрудничают с ИТ-компаниями, что позволяет им передавать студентам актуальные навыки.

В Волгоградском государственном техническом университете выпускники занимаются разработкой мобильных приложений и управлением ИТ-проектами, что также способствует подготовке высококвалифицированных специалистов.

В Пермском государственном университете создан центр проектной деятельности POLYGON, который активно поддерживает студентов, вовлекая их в инженерно-техническое и научное творчество.

Центр готовит студентов к участию в конкурсах, развивает командные навыки и укрепляет связи между университетом и работодателями.

Институт компьютерных наук и технологий предоставляет ИТ-образование, предлагая абитуриентам возможность выбрать между программами, ориентированными на глубокое изучение математики в коллаборации с МФТИ, или «перевернутую» структуру с акцентом на практические дисциплины с первых курсов.

В Уральском федеральном университете реализуется проект «ИОТ в ИТ-направлениях» в сотрудничестве с инновационной платформой Modeus.

Он направлен на персонализацию образовательного процесса в сфере информационных технологий, что создает конкуренцию среди студентов и повышает их привлекательность для партнеров.

Также это улучшает качество учебного процесса.

В этом учебном году предусмотрено 52 курса от партнеров и 36 онлайн-курсов, обеспечивая сотрудничество с более чем 50 промышленными партнерами.

Тем не менее, привлечение крупных партнеров из ИТ-индустрии остается сложной задачей для многих региональных вузов, поскольку это не основная функция учебного заведения.

Организация практических занятий также представляет значительные трудности.

Полное оснащение вузов региона необходимым оборудованием для подготовки студентов ИТ-профиля является экономически неосуществимым вызовом.

Также невозможно закрыть потребность в ИТ-кадрах только с помощью нескольких передовых учебных заведений.

Даже обладая современными техническими ресурсами и развивая партнерские связи, вузы не способны решить существующие проблемы, возникающие вне их сферы влияния, и поэтому не могут устранить разрыв между подготовкой студентов и потребностями индустрии.

Одной из таких проблем остается качество общего школьного образования.

Вузы часто вынуждены тратить значительное время на адаптацию первокурсников к новым образовательным условиям, отличным от школьных.

К тому же, высшие учебные заведения не имеют системы для целенаправленной мотивации студентов к выбору конкретной специальности в ИТ и к освоению гибких навыков.

В результате, выпускники могут обладать теоретическими знаниями, однако часто не понимают, как применить их для решения практических задач в ИТ-компаниях.

Дополнительно, на уровне вузов зачастую отсутствует работа по подготовке студентов непосредственно к трудоустройству.

Современные студенты нуждаются в обновлении и актуализации знаний, полученных за годы обучения, чтобы закрыть образовавшиеся пробелы в связи с развитием индустрии.

В этом контексте возникает необходимость в создании специализированных структур, которые смогут улучшить взаимодействие между вузами и промышленностью. Это может быть единый лекторий, где обсуждаются актуальные темы и передовые практики в сфере информационных технологий.

Кроме того, важно укрепить связь между школами и вузами, а также вузами и работодателями. Такая интеграция поможет дополнительно мотивировать студентов развиваться и углублять знания в различных направлениях ИТ.

В начальной стадии это могут быть отдельные инициативы, реализуемые регионами и компаниями, вместо создания обширной платформы. Примером подобного подхода могут служить передовые инженерные школы, которые осуществляют подготовку кадров для будущих работодателей с их прямым участием.

Это же направление реализуется и в нижегородском межвузовском ИТ-кампусе «НЕЙМАРК», где лаборатории и курсы разрабатываются вместе с ведущими компаниями в области ИТ.

Таким образом, студенты разных вузов получают доступ к актуальным ресурсам и практическому опыту, уменьшая нагрузку на отдельные учебные заведения по созданию и поддержанию материально-технической базы для практики.

Строящийся межвузовский кампус уже включает научный блок, который активно генерирует знания в области информационных технологий и реализует совместные программы с ведущими вузами региона по искусственному интеллекту и информационной безопасности.

На уровне школьного образования структура сосредоточена на повышении квалификации педагогов по математике, информатике и физике.

В сфере подготовки будущих абитуриентов к ИТ-специальностям интересен опыт Республики Саха. В этом регионе, по словам министра цифрового развития России Максута Шадаева, доля выпускников, желающих учиться на ИТ-направлениях, за 6 лет возросла в 4 раза.

Это стало возможным во многом благодаря конкурсу «Моя профессия — ИТ», который запущен в Якутии и вышел на федеральный уровень.

Конкурс нацелен на школьников 7-11 классов, а также студентов профессиональных училищ и вузов, предоставляя им шанс определиться с выбором цифровой профессии и начать карьеру в этой области.

Участие в конкурсе способствует развитию гибких навыков, командной работы и налаживанию профессиональных связей.

Это также является эффективным социальным лифтом, позволяя участникам продемонстрировать свои способности потенциальным работодателям, которые предоставляют задачи для конкурса и следят за успехами их решения.

Таким образом, эта инициатива стала важным инструментом для развития ИТ-отрасли в России и формирования кадрового резерва для индустрии.

Современное образование в сфере ИТ значительно улучшилось благодаря EdTech, что позволило выпускникам и начинающим специалистам получать актуальные навыки.

Платформа «Skillbox» предлагает около 800 курсов по программированию, дизайну и маркетингу, сотрудничая с крупными российскими компаниями для обеспечения соответствия обучения требованиям работодателей.

«Yandex Workshop» с 2019 года активно развивает курсы, предоставляя выпускникам помощь в трудоустройстве, включая консультации по поиску работы и подготовку к собеседованиям.

Более половины студентов, завершивших обучение на этих платформах, находят работу, и в некоторых областях этот показатель еще выше.

IT-кампус также проводит интенсивные курсы, разрабатываемые совместно с 10–15 ИТ-компаниями, с уровнем трудоустройства 60–70%.

В областях искусственного интеллекта и продакт-менеджмента этот процент достигает почти 100%.

Меры по улучшению ситуации с кадрами в ИТ принимаются различными участниками: университетами, компаниями и государством.

Необходимым шагом является оптимизация опыта и его адаптация на уровне регионов, чтобы создать единый центр координации усилий.

Это может распространиться не только на ИТ, но и на другие сферы образования, такие как педагогика, агрономия и медицина.

Крупные межвузовские объединения смогут обеспечить доступ к передовым знаниям в областях биомедицинских технологий, разработки новых материалов и искусственного интеллекта в различных городах.

Такой подход снизит внутреннюю конкуренцию между вузами за абитуриентов и поможет более эффективно привлекать молодые таланты как из страны, так и за ее пределами, что станет оптимальным решением проблемы нехватки квалифицированных кадров.

По материалам: www.computerra.ru