Россия на сегодняшний день транслирует ценности, основанные на языке и культуре, а также на отечественных технологиях, которые могут стать полезными для дружественных стран.
Важным аспектом этого процесса является подготовка будущих изобретателей и специалистов в области науки, что обсуждалось на круглом столе «Основы управления будущим, формирование современных тенденций», состоявшемся в рамках выставки «Уникальная Россия».

Вопрос о том, какими станут дети в 2040 году, играет значительную роль, особенно учитывая, что 15 лет - это короткий срок.
В течение последнего года наблюдается стремительный прогресс в сфере искусственного интеллекта, и разработчики предсказывают, что к 2035 году может возникнуть компания с миллиардным оборотом, которой будет управлять один человек.
Однако, как отметил генеральный директор одной из компаний Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, на Западе акцент делается на технологии, в то время как недостаточно внимания уделяется взаимодействию человека с технологиями.
В России же этот аспект проработан гораздо глубже.
В 2021 году в стране был принят кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который определяет его взаимодействие с человеком, подчеркивая важность человеческой стороны прогресса.
Недавно компания Google изменила свою позицию и отказалась от декларации, утверждающей, что искусственный интеллект не будет использоваться в военных целях. Это событие подчеркивает важность обсуждения будущего технологий и воспитания подрастающего поколения.
По мнению эксперта Алейника, образ будущего определяется теми качествами и ценностями, которые мы закладываем в детей. Воспитание на базе наших ценностей имеет ключевое значение для формирования гражданина 2040 года.
Алейник акцентировал внимание на необходимости взаимодействия компаний, входящих в Консорциум по робототехнике, с педагогами. Он считает, что учителя, даже не обладая полными знаниями о технологиях, должны вдохновлять детей и прививать им стремление к обучению и освоению новых знаний.
Стратегия воспитания молодого поколения должна быть направлена на развитие ценных человеческих качеств. В условиях акцента на технологический суверенитет особенно важно подумать о том, кто будет разрабатывать эти технологии.
«Мы не нуждаемся в злых гениях», — заявил Алейник, подчеркивая, что необходимо формировать людей, способных к созиданию и осознанию грани между добром и злом. Этот подход поможет обеспечить более безопасное и этичное использование технологий в будущем.
Ребёнок должен с ранних лет осознавать последствия своих выборов, а технологии остаются всего лишь инструментами.
В условиях возрастающей конкуренции в области искусственного интеллекта и робототехники важно сохранить суверенитет через подготовку кадров будущего, считает Ярослав Алейник.
Говоря о нехватке специалистов в ИТ-секторе, он указал на успешные примеры из истории, когда в 50-е годы XX века правительство запустило кинопроизводство для популяризации научных профессий.
Эта инициатива высоко способствовала научному и технологическому прогрессу 60-х и 70-х годов. По мнению эксперта, подобные стратегии профессиональной популяризации сейчас критически нужны для вовлечения молодёжи в будущие профессии.
Развитие промышленной робототехники и автоматизация являются ключевыми направлениями государственной политики.
Нежданов отметил, что в стране существует множество производителей, однако для их успешной работы необходимо готовить больше кадров.
В связи с этим акцент делается на образовании, которое соединяет школьное обучение и высшие учебные заведения через профессиональную подготовку.
Совместные программы реализуются с ВНИИ труда, РАНХиГС и Томским государственным политехническим университетом, что позволяет подготовить специалистов, востребованных в современном мире.
В прошлом году совместно с Минцифры была запущена государственная программа «Код будущего», целью которой стало бесплатное обучение языкам программирования для школьников 8-11 классов и учащихся колледжей.
По словам эксперта Евгения Нежданова, за прошедший год в рамках этой программы подготовлено почти 16 тысяч учеников. За два года по различным программам в этой области было обучено около 200 тысяч детей.
Разрабатывается стратегия, согласно которой обучение языкам программирования может начаться в школах с пятого класса или даже раньше.
Кроме того, в прошлом году около 1500 человек прошли интенсивное обучение по искусственному интеллекту, и уже работают в индустриальных компаниях.
Также акцент делается на подготовку специалистов в сфере робототехники через совместные программы колледжей и вузов, позволяющие готовить специалистов всего за два года.
В этом году планируется создание пространства на ВДНХ, где старшеклассники смогут попробовать себя в различных профессиях, включая аддитивные технологии и искусственный интеллект.
Такой же центр будет открыт в Санкт-Петербурге.
Промышленные роботы рассматриваются как важный элемент для повышения производительности и индустриализации в стране.
Для достижения цели вхождения России в топ-25 стран по плотности роботизации к 2030 году необходимо заметно увеличить количество роботов на промышленных предприятиях и подготовить специалистов для их обслуживания.
Для этого были разработаны четыре магистерских программы, совместно с ведущими техническими университетами страны. Также в летние месяцы проводятся бесплатные летние школы, где студенты обучаются робототехнике и промышленному дизайну. В обучении используются отечественные разработки цифровых двойников оборудования, что позволяет осуществлять симуляцию различных производственных сценариев без значительных затрат на реальное оборудование.
Спикеры круглого стола отметили важность внедрения отечественных технологий в образовательный процесс. Школьники должны иметь возможность обучаться на российских платформах, таких как новая платформа «Кулибин» для обучения программированию и робототехнике.
Это помогает формировать в детях понимание ценности местных технологий, развивает гордость за них и способствует патриотизму. Молодежное патриотическое движение «Юнармия» также активно осваивает российские технологии, включая операционные системы и 3D-моделирование.
Такие инициативы способствуют подготовке нового поколения специалистов, готовых развивать отечественную экономику и технологический сектор.
На недавнем круглом столе обсуждалась возможность создания роботов с использованием исключительно отечественных технологий. Эксперты выразили надежду, что русские специалисты смогут за границей получать знания, а затем возвращаться для развития своей страны.
Ключевым аспектом подготовки молодежи и влияния на международную арену должны стать инженерные соревнования. По словам Ярослава Алейника, такие мероприятия играют важную роль в стратегическом развитии.
Он подчеркнул, что некоторые зарубежные партнеры, например, американские компании, используют соревнования для поиска и привлечения талантливых специалистов, финансируя их основания.
В то же время одной из основных задач российской внешней политики является популяризация русского языка в дружественных странах. Интерес молодежи к изучению языка можно повысить, предложив дополнительные значения и контексты, такие как инженерные истории.
Поэтому важно проводить собственные инженерные соревнования, сотрудничая с другими странами, что может помочь укрепить связи с соседями, разделяющими схожие ценности и цели.
У России есть потенциал для создания уникальных инициатив в этой области, что будет содействовать развитию научных и инженерных навыков среди молодежи.
Вопрос передачи языка, культуры и технологий, согласно Алейнику, должен быть основан на принципах саморазвития.
Один из участников круглого стола подчеркнул, что русским исторически свойственно находиться на переднем крае познания, постоянно сталкиваясь с неизведанным, что делает новые технологии важным элементом культурного кода.
Этого духа постоянного расширения знаний придерживалась москвичка Мария П., которая, прожив почти 30 лет в Германии, ощущала себя посланником русской культуры.
Изначально жизнь в Германии приносила ей восторг, но с течением времени она столкнулась с трудностями, что побудило её вернуться в Москву, где она стала чувствовать себя более комфортно.
Иммигрантский опыт Елены Брэнсон, председателя Координационного совета организаций российских соотечественников в США, аналогичен: после четырехлетнего преследования ФБР она вернулась в Россию и продолжила свою общественную деятельность, помогая русским американцам.
Разговоры за столом часто поднимают и культурные аспекты, как, например, случай с некрологом Качалова, когда известный артист Шаляпин заметил совпадение в именах, что лишь подчеркивает богатство русского языка и культуры.
Важной темой дискуссий является также создание универсальной системы для продвижения русского языка за границей.
На прямом эфире с Александром Алимовым, директором Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России, подчеркнули необходимость таких инициатив.
Кроме того, исследуя взаимодействие с Северной Кореей, посол РФ в Пхеньяне Александр Мацегора рассказал о совместных проектах и особенностях восприятия россиян северокорейцами.
Также важна работа по распространению русского языка и культуры в Африке.
Встреча с африканскими русистами, на которой выступила Татьяна Шлычкова, акцентировала внимание на разнообразии инициатив, включая открытую помощь в обучении и организации языковых лагерей для детей.
Эти действия направлены на укрепление культурных связей и продвижение русского языка на международной арене.