Будущее технологий в России и мире в контексте искусственного интеллекта

Фев 12, 2025 / 14:06

Россия на сегодняшний день транслирует ценности, основанные на языке и культуре, а также на отечественных технологиях, которые могут стать полезными для дружественных стран.

Важным аспектом этого процесса является подготовка будущих изобретателей и специалистов в области науки, что обсуждалось на круглом столе «Основы управления будущим, формирование современных тенденций», состоявшемся в рамках выставки «Уникальная Россия».

Будущее технологий в России и мире в контексте искусственного интеллекта

Вопрос о том, какими станут дети в 2040 году, играет значительную роль, особенно учитывая, что 15 лет - это короткий срок.

В течение последнего года наблюдается стремительный прогресс в сфере искусственного интеллекта, и разработчики предсказывают, что к 2035 году может возникнуть компания с миллиардным оборотом, которой будет управлять один человек.

Однако, как отметил генеральный директор одной из компаний Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, на Западе акцент делается на технологии, в то время как недостаточно внимания уделяется взаимодействию человека с технологиями.

В России же этот аспект проработан гораздо глубже.

В 2021 году в стране был принят кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который определяет его взаимодействие с человеком, подчеркивая важность человеческой стороны прогресса.

Недавно компания Google изменила свою позицию и отказалась от декларации, утверждающей, что искусственный интеллект не будет использоваться в военных целях. Это событие подчеркивает важность обсуждения будущего технологий и воспитания подрастающего поколения.

По мнению эксперта Алейника, образ будущего определяется теми качествами и ценностями, которые мы закладываем в детей. Воспитание на базе наших ценностей имеет ключевое значение для формирования гражданина 2040 года.

Алейник акцентировал внимание на необходимости взаимодействия компаний, входящих в Консорциум по робототехнике, с педагогами. Он считает, что учителя, даже не обладая полными знаниями о технологиях, должны вдохновлять детей и прививать им стремление к обучению и освоению новых знаний.

Стратегия воспитания молодого поколения должна быть направлена на развитие ценных человеческих качеств. В условиях акцента на технологический суверенитет особенно важно подумать о том, кто будет разрабатывать эти технологии.

«Мы не нуждаемся в злых гениях», — заявил Алейник, подчеркивая, что необходимо формировать людей, способных к созиданию и осознанию грани между добром и злом. Этот подход поможет обеспечить более безопасное и этичное использование технологий в будущем.

Ребёнок должен с ранних лет осознавать последствия своих выборов, а технологии остаются всего лишь инструментами.

В условиях возрастающей конкуренции в области искусственного интеллекта и робототехники важно сохранить суверенитет через подготовку кадров будущего, считает Ярослав Алейник.

Говоря о нехватке специалистов в ИТ-секторе, он указал на успешные примеры из истории, когда в 50-е годы XX века правительство запустило кинопроизводство для популяризации научных профессий.

Эта инициатива высоко способствовала научному и технологическому прогрессу 60-х и 70-х годов. По мнению эксперта, подобные стратегии профессиональной популяризации сейчас критически нужны для вовлечения молодёжи в будущие профессии.

Развитие промышленной робототехники и автоматизация являются ключевыми направлениями государственной политики.

Нежданов отметил, что в стране существует множество производителей, однако для их успешной работы необходимо готовить больше кадров.

В связи с этим акцент делается на образовании, которое соединяет школьное обучение и высшие учебные заведения через профессиональную подготовку.

Совместные программы реализуются с ВНИИ труда, РАНХиГС и Томским государственным политехническим университетом, что позволяет подготовить специалистов, востребованных в современном мире.

В прошлом году совместно с Минцифры была запущена государственная программа «Код будущего», целью которой стало бесплатное обучение языкам программирования для школьников 8-11 классов и учащихся колледжей.

По словам эксперта Евгения Нежданова, за прошедший год в рамках этой программы подготовлено почти 16 тысяч учеников. За два года по различным программам в этой области было обучено около 200 тысяч детей.

Разрабатывается стратегия, согласно которой обучение языкам программирования может начаться в школах с пятого класса или даже раньше.

Кроме того, в прошлом году около 1500 человек прошли интенсивное обучение по искусственному интеллекту, и уже работают в индустриальных компаниях.

Также акцент делается на подготовку специалистов в сфере робототехники через совместные программы колледжей и вузов, позволяющие готовить специалистов всего за два года.

В этом году планируется создание пространства на ВДНХ, где старшеклассники смогут попробовать себя в различных профессиях, включая аддитивные технологии и искусственный интеллект.

Такой же центр будет открыт в Санкт-Петербурге.

Промышленные роботы рассматриваются как важный элемент для повышения производительности и индустриализации в стране.

Для достижения цели вхождения России в топ-25 стран по плотности роботизации к 2030 году необходимо заметно увеличить количество роботов на промышленных предприятиях и подготовить специалистов для их обслуживания.

Для этого были разработаны четыре магистерских программы, совместно с ведущими техническими университетами страны. Также в летние месяцы проводятся бесплатные летние школы, где студенты обучаются робототехнике и промышленному дизайну. В обучении используются отечественные разработки цифровых двойников оборудования, что позволяет осуществлять симуляцию различных производственных сценариев без значительных затрат на реальное оборудование.

Спикеры круглого стола отметили важность внедрения отечественных технологий в образовательный процесс. Школьники должны иметь возможность обучаться на российских платформах, таких как новая платформа «Кулибин» для обучения программированию и робототехнике.

Это помогает формировать в детях понимание ценности местных технологий, развивает гордость за них и способствует патриотизму. Молодежное патриотическое движение «Юнармия» также активно осваивает российские технологии, включая операционные системы и 3D-моделирование.

Такие инициативы способствуют подготовке нового поколения специалистов, готовых развивать отечественную экономику и технологический сектор.

На недавнем круглом столе обсуждалась возможность создания роботов с использованием исключительно отечественных технологий. Эксперты выразили надежду, что русские специалисты смогут за границей получать знания, а затем возвращаться для развития своей страны.

Ключевым аспектом подготовки молодежи и влияния на международную арену должны стать инженерные соревнования. По словам Ярослава Алейника, такие мероприятия играют важную роль в стратегическом развитии.

Он подчеркнул, что некоторые зарубежные партнеры, например, американские компании, используют соревнования для поиска и привлечения талантливых специалистов, финансируя их основания.

В то же время одной из основных задач российской внешней политики является популяризация русского языка в дружественных странах. Интерес молодежи к изучению языка можно повысить, предложив дополнительные значения и контексты, такие как инженерные истории.

Поэтому важно проводить собственные инженерные соревнования, сотрудничая с другими странами, что может помочь укрепить связи с соседями, разделяющими схожие ценности и цели.

У России есть потенциал для создания уникальных инициатив в этой области, что будет содействовать развитию научных и инженерных навыков среди молодежи.

Вопрос передачи языка, культуры и технологий, согласно Алейнику, должен быть основан на принципах саморазвития.

Один из участников круглого стола подчеркнул, что русским исторически свойственно находиться на переднем крае познания, постоянно сталкиваясь с неизведанным, что делает новые технологии важным элементом культурного кода.

Этого духа постоянного расширения знаний придерживалась москвичка Мария П., которая, прожив почти 30 лет в Германии, ощущала себя посланником русской культуры.

Изначально жизнь в Германии приносила ей восторг, но с течением времени она столкнулась с трудностями, что побудило её вернуться в Москву, где она стала чувствовать себя более комфортно.

Иммигрантский опыт Елены Брэнсон, председателя Координационного совета организаций российских соотечественников в США, аналогичен: после четырехлетнего преследования ФБР она вернулась в Россию и продолжила свою общественную деятельность, помогая русским американцам.

Разговоры за столом часто поднимают и культурные аспекты, как, например, случай с некрологом Качалова, когда известный артист Шаляпин заметил совпадение в именах, что лишь подчеркивает богатство русского языка и культуры.

Важной темой дискуссий является также создание универсальной системы для продвижения русского языка за границей.

На прямом эфире с Александром Алимовым, директором Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России, подчеркнули необходимость таких инициатив.

Кроме того, исследуя взаимодействие с Северной Кореей, посол РФ в Пхеньяне Александр Мацегора рассказал о совместных проектах и особенностях восприятия россиян северокорейцами.

Также важна работа по распространению русского языка и культуры в Африке.

Встреча с африканскими русистами, на которой выступила Татьяна Шлычкова, акцентировала внимание на разнообразии инициатив, включая открытую помощь в обучении и организации языковых лагерей для детей.

Эти действия направлены на укрепление культурных связей и продвижение русского языка на международной арене.

По материалам: russkiymir.ru