18 марта в Государственном Дарвиновском музее откроется новая выставка под названием «Черный континент, или Путешествие по разноцветной Африке». В преддверии этого события директор музея, Анна Клюкина, в интервью «Вечерней Москве», поделилась уникальными деталями своей работы и историей музея.
Анна начала свою карьеру в музее почти 40 лет назад, в 1986 году, когда заведение размещалось в небольших и неудобных помещениях на Малой Пироговской улице. В то время музей был в затруднительном положении: его экспозиция была закрыта, а выставки проходили лишь на временных площадках.

Строительство нового здания на улице Вавилова шло медленно и затянулось на долгие годы, выгодно подчеркивая контраст с активной жизнью самой Анны, которая в те времена искала новое направление в работе. Она трудилась в Биологическом музее имени Тимирязева, где сделала карьеру от младшего научного сотрудника до заведующей просветительским отделом, но вскоре ей стало скучно и она решила сменить обстановку.
Приглашение подруги, работающей в Дарвиновском музее, стало поворотным моментом. Хотя само здание требовало значительного ремонта и переживало упадок, атмосфера ожидания перемен и новые перспективы привлекли Анну.
Она отметила необходимость в кардинальных обновлениях и привнесении свежих идей в работу музея, чтобы вернуть ему былую славу и интерес посетителей.
Зимой температура в помещениях не поднималась выше 11–12 градусов, так как при повышенном давлении трубы разрушались. Сотрудники работали в шубах, согревая руки о кружки с чаем, как в кино о войне.
В моем кабинете было даже холоднее, чем в общих залах. Чтобы поддерживать боевой дух, я оставляла фрамугу открытой. Как быстро я стала директором, так быстро сотрудникам стало неудобно приходить в пальто. Они торопились за подписями и убегали, а если жаловались на холод, я лишь пожимала плечами, утверждая, что свежий воздух нам на пользу.
Комиссии, приходившие ко мне, не могли выдержать в холоде больше десяти минут. Я предпочитала скромный стиль: пиджак и свитер, но под столом скрывала обогреватель, чтобы согреть ноги. Сейчас, конечно, я бы на это не пошла, но тогда, на фоне общего стресса, холод не так ощущался.
Проработала на стройке не 8, а 18 лет; когда было завершено первое здание, правительство Москвы дало зеленый свет для строительства фондохранилища, которое открылось в 2007 году, к 100-летию музея. Я иногда шучу, что вместо звания «Заслуженный работник культуры» мне следует получить «Заслуженный строителе».
Первые девять месяцев 1995 года были особенно сложными, поскольку шло подготовка к переезду в новое здание.
Меня подгоняли с огромной силой: необходимо было одновременно перевезти 400 тысяч единиц хранения и смонтировать почти 5 тысяч квадратных метров экспозиции.
Открытие состоялось 2 сентября 1995 года, в День города, хотя экспозиция была готова лишь на первом этаже и частично на втором.
В течение двух лет мы продолжали монтировать экспозицию на втором и третьем этажах уже после начала работы музея, принимая первых посетителей.
Очень объемные стекла для витрин вносили после рабочего дня, чтобы избежать несчастных случаев.
Коллектив, хоть и небольшой, работал очень усердно, не считаясь с усталостью.
Я также получила поддержку от своего сына, который на тот момент учился в МАИ и вместе с однокурсниками помогал с перевозкой экспонатов, предварительно договорившись о пиве в качестве поощрения.
На открытии мне не хватало живой музыки, но бюджет был ограничен.
Сын вновь предложил за пиво, и в зале играли три студенческих ансамбля.
Мой друг Лев Ноль, который когда-то возглавлял отдел информатики в Музее изобразительных искусств, вдохновил меня на создание нового в нашем музее, особенно путем внедрения современных технологий.
Мы первыми среди московских музеев начали работу над электронной базой данных о наших экспонатах.
Хотя не всем сотрудникам это нравилось, и некоторые считали это авантюрой, в 1996 году наш музей стал первым в России с веб-сайтом, также установив компьютеры для посетителей, с помощью которых они могли исследовать зарубежные научные музеи.
Молодежь иногда посещает нас только ради бесплатного интернет-кафе, но основное внимание уделяется созданию интерактивных комплексов.
В 2007 году мы открыли второе здание с первой мультимедийной экспозицией «Пройди путем эволюции», реализованной при поддержке Департамента культуры. Здесь нет экскурсоводов, и основными ориентирами служат тачскрины, которые помогают посетителям погружаться в историю, охватывающую 3,5 миллиарда лет.
Контент также включает образовательный интерактивный центр «Познай себя, познай мир», где можно не только послушать сердцебиение колибри, но и испытать свои силы в сравнении со слоном, благодаря поддержке Департамента науки. Хотя многие экспонаты остаются нетронутыми, например проекторы в световидеомузыкальной экспозиции «Живая планета», я настаивала на необходимости такого шоу в музейной практике.
Каждый weekend наш музей посещают от 2 до 3 тысяч людей, а в дни бесплатного входа — до 15 тысяч. Организовать традиционные экскурсии в эти дни невозможно, поэтому мы используем панорамные экраны общей длиной 34 метра, которые показывают 20-минутные ролики с экскурсоводом, синхронизированными с подсветкой экспонатов. Когда мы создавали эту экспозицию, нашими главными посетителями должны были стать семьи, а не школьные группы.
Многие дети впервые приходят в музей через нас, и я иногда шутливо говорю коллегам: «Вам стоит меня поить шампанским за развитие вашей аудитории». Каждый элемент нашей экспозиции предназначен для понимания даже людьми без специализированного образования.
В прошлом мне приходилось пересматривать оформление витрин, настаивая на использовании крупных букв для этикеток. Экспозиции нашего музея разработаны с учетом четырех уровней восприятия. Начальный уровень доступен даже для младенцев и предполагает простое восприятие, например, экспоната жирафа. На следующем уровне посетители могут читать этикетки, узнавая основные сведения о животных и их среде обитания, а далее следует чтение более детальной информации в витринах. На высшем же уровне гости обращаются к электронным киоскам за глубокими знаниями о экспонатах.
В выходные дни наш музей наполняют семейные группы, а позднее их сменяет молодежь, что свидетельствует о нашем успехе. Мы также замечаем, что с каждым годом к нам приходит все больше пенсионеров. Культура и интерес к экспозициям значительно возросли. Ранее, после каникул, нам приходилось менять обивку мебели из-за повреждений, созданных посетителями. Это было связано с тем, что музей стал настоящим центром притяжения для молодежи, и я иногда чувствовала себя опечаленной от этого.
Сейчас о вандализме не приходится говорить: посетители стали более требовательными и ожидают идеальный порядок в экспозициях. Я стараюсь успокоить сотрудников, объясняя им, что каждый гость имеет право на качественное и красивое обслуживание за свои деньги. Также отмечаю, что растет число религиозных людей, которые могут не согласовать свои взгляды с дарвиновской теорией эволюции. Интересно, что однажды к нам приходила делегация школьников из «Свято-Алексиевской пустыни», что стало ярким примером разнообразия наших посетителей и их уникальных мнений.
Мы поддерживаем тесные дружеские отношения с настоятелем храма, отцом Алексием, и передаем для его школьного музея старые витрины и щиты.
Общение с религиозными людьми, как правило, проходит без проблем. Недавно один английский лорд, меценат и исследователь биографии Дарвина, был так увлечен образовательным центром «Эко-Москва», что не хотел его покидать.
Он был впечатлён интерактивной панелью с картой Москвы и заповедников, заявив, что подобные технологии необходимо внедрить во все музеи. Это подтверждает, что наша образовательная составляющая действительно сильна и привлекает внимание зарубежных экспертов.
В конце 2024 года экспозиция «Саванна» музея дополнится чучелом знаменитого жирафа Самсона Гамлетовича Ленинградова, который ушёл из жизни летом. Его шкуру передали из Московского зоопарка, с которым у нас сложились крепкие дружеские отношения, благодаря которым мы смогли пополнить музей тысячами уникальных экспонатов, таких как индийская слониха Джин-Дау и белая тигрица Кали.
Однако для дальнейшей образовательной деятельности нам необходимо больше пространства. Спрос на мастер-классы и молодежные диспуты растёт, а сейчас нам сложно находить подходящие места для таких мероприятий.
Нас услышали: в адресную инвестиционную программу города Москвы включено строительство нового здания для музея, который будет соединен с двумя существующими через общую входную зону. Это дополнение позволит увеличить наши криптографические ресурсы.
В Коммунарке, где планируется создать помещение для коллекций 24 московских музеев, место для нашего музея не предусмотрено. Мы отдадим часть экспонатов, например, разобранные скелеты крупных животных, однако большинство наших коллекций – это хрупкие чучела, которые требуют постоянного ухода.
При составлении списка предметов, которые мы хотим перевезти в Коммунарку, ко мне подошли хранители с просьбой сохранить на местах их любимые экспонаты. Эти настоящие профессионалы и ценители своего дела действительно испытывали сильные эмоции.
Музей был основан 7 октября 1907 года биологом и таксидермистом Александром Котсом, который начал сбор чучел редких животных на Московских высших женских курсах. В 1912 году музей переехал на Малую Пироговскую улицу, а в 1917 году стал самостоятельным учреждением, открыв свои двери для посетителей в 1922 году. Котс оставался первым директором музея до конца своих дней.
Здание на улице Вавилова, 57, сданное в 1994 году, стало четвертым помещением для музея, и первым после 1917 года, построенным специально для этой цели. Ранее новые здания для музеев в Москве были возведены для Центрального музея Вооруженных сил СССР в 1965 году, Музея музыкальной культуры в 1980 году и Палеонтологического музея в 1987 году.
«Дарвиновский музей» - единственный в Москве, где представлена «живая экспозиция» насекомых, пауков и многоножек с пяти континентов. Эта экспозиция открылась в 2011 году, и крупные насекомые, такие как жуки, могут быть потроганы под наблюдением экскурсовода. В музее также находится модель амурозавра длиной 12 метров, выставленная в Палеопарке.