После смерти Владимира Ленина кино в усадьбе Горки не демонстрировалось целых 101 год, но 21 января, в день его памяти, ситуация меняется.
В парадной гостиной зрители смогут увидеть новую документальную ленту Алексея Ханютина «Вечно живой», а также откроется экспозиция «Кино и революция» в музей-заповеднике «Горки Ленинские».
Исследование, представленное в фильме, сосредоточено на современном состоянии ленинианы.
Ханютин отмечает, что в СССР было установлено более 30 тысяч памятников Ленину, и они размещались в местах, позволяющих Ильичу «созерцать» выполнение его заветов: от работы фабрик и заводов до улучшения жизни рабочих.
Эти памятники оказывали положительное влияние на окружающую среду — вокруг них создавались цветники, устанавливались флаги и высаживались голубые ели. Региональные «островки будущего» создавались как напоминания о коммунистическом будущем.
Фильм исследует, как сегодня воспринимаются эти памятники и каким образом к ним относятся ныне живущие поколения.
Эта тема привлекла режиссера, поскольку история памятников Ленину полна драматургии и контекста.
Декрет Совнаркома «О памятниках Республики» был принят весной 1918 года, всего через несколько месяцев после революции, что ставило новое руководство перед множеством политических и социальных вызовов.
Властями была поставлена задача заменить памятники героям прошлого на статуи современных деятелей. К 1 мая 1918 года началась установка первых новых памятников.
Как упоминает директор музея-заповедника «Горки Ленинские» Евгений Сарамуд, идея благоустройства городов была заимствована Ленином у итальянского философа Томазо Кампанеллы. Некоторые памятники, как известно, впоследствии столкнулись с печальной судьбой.
В самом музее можно увидеть аллею памятников, отброшенных временем, что делает показ фильма Алексея Ханютина в Горках символичным.
В рамках выставки «Кино и революция» представлен уникальный киноаппарат французской фирмы «PATHE Freres», который был куплен в 1912 году последней владелицей усадьбы Зинаидой Морозовой-Рейнбот.
Lenin, занявший Горки в 1918 году, активно использовал данную киноустановку и предпочитал российские фильмы. Его любимыми были антирелигиозные ленты, такие как «Чудотворец», а также первый немой вариант «Неуловимых мстителей», носивший название «Красные дьяволята».
Даже на пороге своей кончины, в январе 1924 года, Ленин продолжал интересоваться кинематографом, ведь Госкино передало в Горки более 20 немых фильмов, включая «Комбриг Иванов» (1922) и первую версию «Малыша» с Чарли Чаплином.
Выставка также акцентирует внимание на том, как создавались фильмы в Горках после смерти Ленина. За последний век здесь было отснято более 300 кинокартин.
Одной из них является «Три песни о Ленине», снятая в 1934 году Дзигой Вертовым, который работал не в музее, а в доме семьи Ульяновых. Фильм был отмечен призом на Венецианском фестивале, а для его показа в Москве перекрывали улицы.
В 2024 году музей-заповедник «Горки Ленинские» открыл первый летний кинотеатр на открытом воздухе под названием «Киносад», где зрители могли встречаться с создателями фильмов и обсуждать просмотренные картины.