Возрождение Мариупольского русского драматического театра

Янв 10, 2025 / 13:28

Мариупольский русский драматический театр, расположенный в центре города, всегда считался его сердцем.

Особенно значим был этот театр во времена тяжелых боев за город, когда вокруг царила разруха.

Возрождение Мариупольского русского драматического театра

Воспоминания о первом визите в театр, когда по соседним улицам раздавались звуки войны, остаются в памяти.

В тишине разрушенного здания театра ощущалась глубокая пустота – обгоревшие колонны и лестницы свидетельствовали о масштабах разрушений.

Центральная часть театра была почти полностью разрушена, а сцена и зрительный зал превратились в завалы.

В тот момент казалось, что сердце города остановилось.

Однако, несмотря на трагедию, театральная жизнь возродилась.

В 2025 году у Мариупольского театра появляются новые перспективы: намечено строительство нового здания на месте старого.

Ожидается, что ввод в эксплуатацию состоится в конце года, что символизирует восстановление и новую жизнь для города.

Театр — это не только просторное здание, но и необходимое оборудование, включая свет и звук. Это требует времени для установки, как отмечает генеральный директор театра Игорь Солонин.

Он выразил желание к открытию новой сцены представить зрителям спектакль, который произведет впечатление. Долгое время разрушенное здание театра скрывалось за баннерами с изображениями классиков, так как мариупольцы испытывали боль, глядя на его руины.

Актеры и режиссеры, лишившиеся родной сцены, пережили настоящую драму. Главный режиссер Сергей Мусиенко поделился воспоминаниями о том, как, среди боев и потерь, они беспокоились не о выживании, а о новом месте работы.

«Теперь главное — это качество, мы готовы подождать», — добавил он. Снятие баннеров и начало стройки вдохновляют на надежду: фасад театра постепенно обретает свои очертания.

На фоне новых реалий мариупольцы продолжают бороться за сохранение культурной идентичности русского драматического театра, несмотря на давление со стороны властей.

Ожидание скорого открытия театра, как символа возрождения, накаляет атмосферу в городе, и витающая фраза «Скоро, скоро» становится символом надежды для всех его жителей.

Ситуация в театральной жизни Мариуполя была крайне сложной из-за языкового барьера. Хотя чиновники настаивали на постановках на украинском языке, многие актеры не владели им, что приводило к искажению языка на сцене.

Зрители, в большинстве своем русскоязычные, предпочитали спектакли на русском. Часто мариупольцы интересовались языком предстоящих постановок, и при ответе о украинском языке отказывались приходить.

В одной из ситуаций, когда я получил разрешение на постановку на русском, я планировал отыграть всего пару раз, но зрителям понравилось, и постановка продолжалась. Такой подход привел к негативному отношению со стороны некоторых руководителей.

После боевых действий труппа оказалась в очень трудных условиях, но несмотря на это, театр продолжал свою деятельность. Мы работали практически без ресурсов, репетируя и ставя спектакли в сложных условиях, порой со слабой связью и без света.

Однако, несмотря на все трудности, в 2022 году мы провели удивительные спектакли, такие как «Золотой цыпленок» и чеховский «Водевиль», которые были высоко оценены зрителями. Наши гастроли охватили 26 городов, и везде нас встречали тепло и радостно.

Эта стойкость и преданность театру вдохновляли всех, кто продолжал творить даже в условиях, далеких от нормальных.

В Мариуполе осталось всего пять актеров, и мы стремились показать, что театр жив, а значит, и город тоже.

Репетиции проходили в здании с протекающей крышей и без окон. Люди приходили на спектакли пешком, а мы выступали для них бесплатно.

Нам помогали российские театры с декорациями и костюмами, в том числе передавали свадебные наряды, которых у нас не хватало из-за нехватки девушек в труппе.

Теперь, когда мариупольский драмтеатр вновь функционирует, он принимает зрителей в филармонии, пока идет строительство нового здания.

Здесь установлена табличка с полным названием театра, и над ней развевается российский флаг.

В театре кипит жизнь: идут репетиции, актрисы готовятся к выходу, а подготовка порой занимает много времени.

В это время моё внимание привлекают парики — реквизит к спектаклю.

Сергей Мусиенко, режиссер нового мариупольского «Ревизора», делится свежими идеями, отметив легкость и сарказм в интерпретации.

В оригинальной концепции финал изменен: Городничий оказывается на уединенном острове с богатствами, что отражает нередкие судьбы чиновников.

Новый год Teatro Marius представил «Царевну-лягушку», которая вызвала такой ажиотаж среди зрителей, что добавили дополнительные показы. Посреди всех событий театр возрождается с полной силой, предлагая аншлаги за аншлагами.

В планах у театра новые премьеры — начиная с спектакля о жизни Сергея Есенина, который реализуется при поддержке Театра Наций и благотворительного фонда «Театральная инициатива» с постановкой «Аленький Цветочек».

Также театр начинает подготовку к 80-летию Победы, и сейчас активно ищет пьесу, которую смогут исполнить его актеры.

Режиссеры планируют водевиль с эпохи Екатерины II и рассчитывают на получение грантов, так как для такого шоу необходимы роскошные костюмы.

Они решили отказаться от весенних гастролей в пользу осенних, чтобы предоставить труппе больше возможностей для работы.

Также в планы включено открытие сезона в сентябре с спектаклем «А зори здесь тихие» и продолжение поиска пьес для октября и ноября.

Завершить год планируют детской сказкой для юной аудитории.

В 2025 году театр уже подал заявки на фестивали Чехова и малых городов, надеясь осенью отправиться на большие гастроли.

В театре состоялась премьера спектакля «Бедность - не порок» Островского, а также ожидается показ сказки, вероятнее всего, «Аленький цветочек». Билеты на новогодний балет «Щелкунчик» раскуплены по всему миру, что свидетельствует о возросшем интересе к культуре.

Мы продолжаем набор и организуем просмотры. В прошлом году в Симферополе прошел выпуск колледжа искусств, откуда к нам присоединились двое новых актеров, а также парень из Донецка. Все они уже успели сыграть в постановке «Ревизор», что является значительным достижением, учитывая мужской состав спектакля.

В скором времени мы ожидаем пополнение: заключены контракты с 16 талантливыми ребятами из ДНР, среди которых 12 актеров и 4 режиссера, обучающихся в РГИСИ.

Я убеждена, что после пережитых трудностей театр вновь заиграет всеми красками, и наступающий год подарит ему новые свершения.

Прощаясь с напряженным годом, я призываю главного режиссера и актеров выразить новогодние пожелания читателям «Российской газеты», надеясь на мир и гармонию для всех.

По материалам: rg.ru