Влияние Хаяо Миядзаки на анимацию и культуру

Мар 23, 2025 / 23:57

Возвращение к фильмам Хаяо Миядзаки напоминает о значимой вехе в истории анимации и творчестве одного из самых влиятельных режиссеров. Миядзаки, родившийся в Токио в 1941 году, с раннего детства был очарован авиацией благодаря работе отца, который управлял фабрикой по производству деталей для истребителей Mitsubishi A6M Zero.

Первоначально он мечтал стать мангакой, вдохновляясь выдающимся Осаму Тэдзукой, но позднее осознал, что его истинная страсть заключается в анимации. Этот поворот стал возможен, когда он увидел первый цветной японский мультфильм «Легенда о Белой змее» (1958).

Влияние Хаяо Миядзаки на анимацию и культуру

После университета, где Миядзаки изучал политику и экономику, он начал свою карьеру в Toei Animation, быстро продвигаясь от фазовщика до режиссера. Он также участвовал в создании сценариев, включая доработку сюжета для «Корабля-призрака», одного из первых аниме, показанных в СССР.

Столкнувшись с перегрузками и трудностями производственного процесса, он с помощью Исао Такахаты основал профсоюз молодых аниматоров, что стало значительным шагом в борьбе за права работников в индустрии.

Творчество Миядзаки не только повлияло на анимацию, но и оставило глубокий след в культуре, отражая важные темы и ценности, понятные зрителям по всему миру.

Хаяо Миядзаки, известный аниматор, чуть не оставил аниме-индустрию, но картина «Снежная королева» (1957) Льва Атаманова вновь пробудила в нем любовь к мультипликации.

В период с 1971 по 1985 годы Миядзаки и его коллега Исао Такахата создали свою студию A Pro и работали над множеством сериалов, таких как «Конан — мальчик из будущего» и «Люпен III». Последний стал основой для первого полнометражного фильма Миядзаки — «Люпен III: Замок Калиостро», выпущенного в 1979 году.

Пять лет спустя вышла «Навсикая из долины ветров», которая ознаменовала рождение студии Ghibli, основанной Миядзаки, Такахатой и главным редактором Тосио Судзуки. Их сотрудничество положило начало новому этапу в анимации.

Среди знаковых и занимательных черт фильмов Миядзаки можно выделить появление Тоторо, который стал символом студии Ghibli. Однако разработка мультфильма о двух девочках в деревне воспринималась как рискованный проект, и продюсеры сомневались в его коммерческом успехе.

В то же время Такахата работал над «Могилой светлячков», рассказывающим о тяжелых судьбах детей во время Второй мировой войны. В конечном итоге было решено показывать оба фильма вместе, а также предлагать их школам для образовательных целей, что сделало их доступными для молодежной аудитории.

История Ghibli и их выдающихся работ иллюстрирует глубокие и важные темы, пронизывающие фильмы Миядзаки.

Успех «Моего соседа Тоторо» не пришел сразу, но позже этот фильм занял свое место в аниме-культуре. Анимационная студия Ghibli, несмотря на первоначальные трудности, смогла заработать примерно миллиард йен (около $7 миллионов) благодаря игрушкам, связанным с персонажами, такими как Тоторо и духи сажи.

Основой успеха этого фильма стало не только обаяние его персонажей, но и глубокий эмоциональный контекст. Он рассказывает о семье, переезжающей в старый дом, чтобы ухаживать за матерью, чей диагноз остается неясным. Существует мнение, что Миядзаки вложил свои воспоминания о матери, страдавшей от болезни, в сюжет.

Взаимодействие с лесными духами, представленное через персонажа Мэй, является важной частью повествования. Она первой встречается с Тоторо, что открывает двери в мир японской мифологии, наполненный тайнами и чудесами. Через ее взгляд мы можем увидеть мир, скрытый от взрослых, где даже в простых деталях жизни кроется магия.

Фильмы Миядзаки, в том числе «Тоторо», часто призывают зрителей искать волшебство в обыденности, будь то в заброшенном доме или на остановке автобуса. Непосредственные героини его историй, такие как Навсикая и Кики из «Ведьминой службы доставки», становятся символами, олицетворяющими силу и независимость. Эти персонажи создают глубокую связь с аудиторией и делают фильмы Миядзаки незабываемыми.

Хаяо Миядзаки, известный японский аниматор, мечтал экранизировать классику, однако недовольная киноверсией 1940-х годов, авторка отказалась от встреч с аниматорами в 1971 году, хотя эскизы Миядзаки сохранились.

Его профеминистские взгляды обсуждают как на студии Ghibli, так и за ее пределами. Например, в беседе с Томом Мортоном-Смитом он касался вопроса о взглядах драматурга, который адаптировал «Моего соседа Тоторо».

Миядзаки часто делает главными героями своих фильмов девушек и подростков, что подчеркивает их внутреннюю силу и развитие. В «Унесенных призраками» 10-летняя Тихиро сталкивается с трудностями, пытаясь спасти своих родителей, что отражает стремление к самопознанию и ответственности.

Параллельно в картине просматриваются отсылки к заброшенным паркам аттракционов, символизирующим время экономического процветания Японии и его последствия.

В других работах, таких как «Порко Россо» и «Ветер крепчает», Миядзаки исследует исторические сюжеты, погружая зрителей в атмосферу Италии после Первой мировой войны и Японии в преддверии Второй мировой.

При этом пожилые персонажи, такие как Дедушка Камадзи и колдуньи Юбаба и Дзэниба, продолжают представлять характерные миядзакиевские образцы мудрости и силы, внося важные акценты в развитие сюжета.

В работах Хаяо Миядзаки можно заметить глубокую связь между поколениями, пронизанную взаимопониманием, несмотря на нередко напряженные отношения между детьми и родителями. Примеры можно найти в таких фильмах как «Тоторо» и «Ходячий замок», где внимание уделяется не только сюжету, но и живописным задникам, описывающим как исторические, так и вымышленные временные отрезки, например, эпоху Муромати в «Принцессе Мононоке» или индикативные элементы будущего, как в «Навсикае».

Страсть Миядзаки к самолетам проистекает из его детства, однако его интерес простирается и к другим «механизмам» и «материалам». В «Тоторо» внимание к текстуре дерева, в «Унесенных призраками» — к грязи и мусору, а также к уникальному устройству ходячего замка, подчеркивают его талант к деталям. Фильмы как «Порко Россо» и «Ветер крепчает» продолжают эту тему.

Однако наибольшую выразительность Миядзаки демонстрирует в «Принцессе Мононоке», где принц Аситака сталкивается с магическим недугом во время опасного путешествия. Сцены борьбы с вепрем олицетворяют фэнтези-натурализм, который, в отличие от других его работ, полон деталей, как шерсть и кровь, что подчеркивает его внимательность к биологическим и магическим структурам.

Творчество Миядзаки выделяется уникальной особенностью — акцентом на босые ступни многих его персонажей. Например, Конан, действие которого происходит в постапокалиптическом 2028 году, управляет лодкой и рисует чертежи ногами, а его приключение начинается с того, что сестры оказываются с перепачканными ступнями, что подчеркивает внимание к деталям в стиле, который мог бы оценить Тарантино.

Этим окутано и другое произведение, «Легенда о волках» от Томма Мура, известного как «ирландский Миядзаки». В Японии особое отношение к природе коренится в философии синтоизма и истории, включая трагические катаклизмы, такие как Великое землетрясение Канто, а также экологические катастрофы, вызванные Второй мировой войной.

Тематика экологии и пацифизма пронизывает многие творения Миядзаки. В «Конане», например, война выступает катализатором планетарного коллапса, в котором материки уходят под воду. Персонажи сталкиваются с последствиями человеческой деятельности, что наглядно демонстрируется в «Навсикае из долины ветров».

Здесь мы видим выживание людей в мире, разразившемся после войны, где они сражаются с гигантскими жуками и ядовитыми спорами, делающими большую часть окружающей среды непригодной для жизни. Этот фильм также отображает любовь Миядзаки к небесной и водной стихии, а леса — как волшебные, так и обычные — постоянно присутствуют в его работах.

В финале «Навсикаи» звучит трогательный кавер на «Реквием» Моцарта, исполненный детским голосом, что оставляет глубокий след в восприятии зрителей.

Исполинские роботы этого дизельпанк-гораздо дороги сердцу Хадзимэ Исаямы, автора популярной манги «Атака титанов», которая также затрагивает темы насилия и разрушительных циклов в истории человечества. Несмотря на замечательное влияние Миядзаки, следует отметить, что Исаяма, как правило, не отождествляет себя с его наследием.

Однако многих самобытных режиссёров, таких как Мамору Хосода, Макото Синкаи и Масааки Юаса, зачастую рассматривают как продолжателей традиций создателя Studio Ghibli. Хидэаки Анно, анимировавший сложные батальные сцены в «Навсикае», предпочёл уйти в самостоятельные проекты и создал «Евангелион».

Интересно взглянуть на источники вдохновения самого Хаяо Миядзаки. Его сюжеты, в том числе «Унесённые призраками», находят отклик не только в Японии, но и за её пределами, что подтверждается их кассовыми успехами.

Хотя ему не удалось экранизировать «Пеппи Длинныйчулок» или цикл о Земноморье, в его фильмографии достаточно знаковых адаптаций. «Ходячий замок» и «Ведьмина служба доставки» находятся в одном ряду с «Небесным замком Лапута», а также переосмыслением «Одиссеи» в «Навсикае».

В «Порко Россо», например, Миядзаки обращается к «Касабланке» и итальянскому неореализму. А в «Поньо» легко прослеживаются отсылки к скандинавской мифологии и живописи Кацусики Хокусая. Рассказ о дружбе мальчика и девочки-русалки становится призывом для человечества обратить большее внимание на гармонию с природой и окружающим миром.

«Ведьмина служба доставки» стартует в кинотеатрах 26 сентября. Для тех, кто заинтересован в мире аниме и новостях из японской индустрии, стоит подписаться на специализированные ресурсы, где можно узнать больше о работе в этой увлекательной области.

По материалам: www.kino-teatr.ru