Проведение Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (ВФТМ) в Кыргызстане завершилось успешным проведением первой Международной сессии. В столицу республики, Бишкек, съехались более двухсот театральных управленцев из разных стран, таких как Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Беларусь, Армения, Россия, чтобы обсудить вопросы международного сотрудничества, обменяться опытом и спланировать совместные проекты.
Бишкек оказался одним из самых зеленых городов на азиатском континенте, с его парками и скверами, где жаркое климатическое погода далеко не такое душное, как в Москве, а приятно нежное. Этот выбор города для проведения сессии свидетельствует о стремлении руководства республики к развитию театральной отрасли в современном формате, сочетая его с национальными традициями.
Бишкек гордится своими театрами, как национальным, так и русским, а также имени Чингиза Айтматова, молодежным театром, кукольным театром и другими. Участники фестиваля из разных стран представляли свои коллективы на мероприятии. Директор музыкального драматического театра Улугбек Маратов поделился историей своего театра, который находится на берегу озера Иссык-Куль, известного как курортное место.
Улугбек происходит из театральной семьи, где его дедушка был первым киргизом, поступившим в ГИТИС на актерский факультет, а бабушка, мама и отец также были актерами. Он выразил желание, чтобы театр на Иссык-Куле ассоциировался не только с курортом, но и с театральным искусством. Улугбек поделился изменениями, которые они внесли в театральный маркетинг, и какие результаты они получили. Но он подчеркнул, что хороший маркетинг ничего не значит без качественного продукта, в данном случае - спектакля.
Улугбек за два дня организовал гастроли театра в Бишкеке и показал спектакль «Мальчик, поймавший солнце». Постановка вызвала восторг у многих профессионалов театра, которые признали, что артисты воспитаны в духе русской театральной школы и работают как мощный ансамбль.
Даже языковой барьер не помешал пониманию народной драмы советского и постсоветского периода. Показ спектаклей на международной сессии ВФТМ стал исключением. Участники сессии обменивались знаниями и опытом, а ВФТМ является крупнейшим хранилищем театральных практик.
Современный подход к гастролям, продвижение театра в социальных сетях, культурные и социальные проекты — все это было в центре внимания. Самый интересный момент — мейкертон, проектный марафон, где команды из разных стран работают над решением проблем.
На сессии создавали проекты устойчивого развития театров, что помогло специалистам с разных стран начать международное сотрудничество. Итогом пятидневной работы стало знакомство с театрами Кыргызстана и СНГ, что стало важным шагом для дальнейшего развития театральной среды.
На форуме были заключены семь соглашений о международном сотрудничестве между театрами. Иссык-Кульский областной музыкальный драматический театр имени Касымалы Жантошева связался с Архангельской драмой, питерский «Театральный проект 27» с «Тотальным театром» из Казахстана, Киргизский ТЮЗ имени Бакены Кыдыкеевой с Екатеринбургским ТЮЗом.
Молодежный театр Узбекистана заключил наибольшее количество соглашений: с драмтеатрами Истры, Архангельска и «Учур» из Кыргызстана.
Во время посещения Бишкека я встретила директора одного из лучших кукольных театров России - из Рязани - Константина Кириллова. Он провел 8 лет своего детства в Бишкеке и вырос, можно сказать, за кулисами местного Театра русской драмы, которым руководил его отец. Константин не был удивлен качеством актерской игры в спектакле, который показали в театре Иссык-Куля в первые дни: 'Здесь актеры обладают невероятным естественным мастерством, они как кошки - я это знаю из личного опыта'.
Лидер направления Sound-Drama Владимир Панков также был поражен чувством органичности актеров. Силами его и бишкекского театров был поставлен спектакль 'Герой нашего времени' по произведению Лермонтова, который играли на двух языках.
'Наш театр уже много лет проводит международный фестиваль кукольных театров 'Рязанские смотрины', который является крупнейшим и старейшим событием в мире кукольного искусства на постсоветском пространстве', - рассказывает Константин Кириллов.
Во время форума в Бишкеке начались переговоры с новыми партнерами, которые выразили желание принять участие в двадцатых юбилейных 'Смотринах', запланированных на 2025 год. Эти события подчеркивают важность культурного обмена между театрами различных стран и позволяют актерам и режиссерам обогащать свой профессиональный опыт через взаимные встречи и совместные проекты.