На 15 марта в Москве скончался народный артист России Александр Ширвиндт. Ему исполнилось 89 лет.
С 1970 года он трудился в Театре сатиры, а с 2000 года возглавлял этот театр в качестве его худрука, а с 2021 года - президентом. Среди его наиболее известных постановок - комедийные шедевры «Проснись и пой», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль».
В качестве актера Ширвиндт принял участие более чем в 70 фильмах. Его знаменитые роли можно увидеть в таких картинах, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, «12 стульев» Марка Захарова, «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана и других.
Кинокритик Антон Долин вспоминает актера как незаменимого участника театральной, кинематографической и телевизионной жизни последних десятилетий. «Сложно представить себе эти сферы без Александра Ширвиндта», - пишет журналист.
В свое время Ширвиндт сыграл эпизодическую, но яркую роль молодого шутника в фильме «Еще раз про любовь» 1968 года. Хоть актер не стал ученым, поэтом или любовником в этом фильме, его присутствие на экране исполнено теплоты и доброты.
Вопрос о том, смог ли Ширвиндт настоящим образом раскрыться, остается открытым. Несмотря на свою скромность, Ширвиндт оставил след в истории советского и российского театра и кино. Его скромность, возможно, мешала ему стать суперзвездой, но его талант и обаяние неизменно привлекали внимание зрителей.
Уход Ширвиндта оставляет за собой ощущение утраты, но присутствие его искусства и творчества останется в сердцах поклонников. Александр Ширвиндт - это необъяснимая тайна, которая пленяла и трогала миллионы людей своим уникальным мастерством и теплотой.
Однако, несмотря на все свои достижения, он оставался любимцем не только зрителей, но и коллег по цеху. Ему помогали и его неповторимые внешние данные - его внешность казалась созданной идеально для ролей аристократов, а иногда даже комических персонажей, хотя его мечта сыграть на сцене роль Кречинского из комедии Сухово-Кобылина так и не сбылась.
Кроме того, у него было уникальное чувство юмора, которое проявилось в его выступлениях на эстраде и в телешоу вместе с Михаилом Державиным. Но ему также присущ был писательский талант, режиссерские способности и редкие для мира шоу-бизнеса - человеческие качества.
В последние годы особенно выделялись его чувство собственного достоинства, умение объединять людей, ироничный и сострадательный взгляд на окружающий мир. Все это сделало из Ширвиндта того артиста, без которого наш мир станет неполным.
Его творческая биография была невероятно насыщенной - он начал свою карьеру еще в начале 1950-х годов, в эпоху Сталина. Одним из первых важных этапов стала работа в Театре имени Ленинского комсомола под руководством Анатолия Эфроса, где он исполнил роли в пьесах Эдуарда Радзинского, автора пьесы «Еще раз про любовь».
Среди других ролей, сыгранных в спектаклях Эфроса, стоит выделить персонажей, таких как Чеховский Тригорин и король Людовик в булгаковской драме «Мольер».
Практически через полвека он снова возвращается к идее и сыграет в той же пьесе уже главную роль - роль отца во французской комедии. В 1968 году в Театре на Малой Бронной он нашел свое идеальное амплуа - роль Жака-меланхолика в «Как вам это понравится» в постановке Петра Фоменко.
Этот философ среди шекспировских шутов словно предопределил сценическую и эстрадную «маску» артиста. В 1970-х годах начался третий и самый значительный период в его карьере, который продолжался до наших дней - работа в Театре сатиры.
Неизгладимая роль графа Альмавивы в легендарной пьесе «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарша, классическое исполнение Валентином Плучеком: похотливый, видимо равнодушный аристократ, персонаж, отталкивающий в пьесе, стал очаровательным благодаря интерпретации Ширвиндта, став достойным соперником проныры Фигаро (Андрей Миронов был близким другом и частым сценическим партнером актера).
Более того, он исполнил роли министра-администратора в «Обыкновенном чуде», Молчалина в «Горе от ума», Добчинского в «Ревизоре», «Несчастливцев» в постановке «Леса» Островского в постановке Григория Горина - еще одного близкого друга Ширвиндта.
В 1978 году он поставил знаменитый мюзикл по фонвизинскому произведению «Недоросль» с песнями Юлия Кима, спектакль сразу стал популярным, но был закрыт почти немедленно. В 2000 году, после ухода Плучека, он стал руководителем Театра сатиры.
В кино Ширвиндт сыграл множество ролей, среди которых практически не было главных, но были такие, которые полюбила вся страна. Первой из таких, вероятно, стала роль Юзефа в шпионском военном боевике Евгения Ташкова «Майор Вихрь» (1967). Но зрителям больше всего нравился шутник Павлик из «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1975) Ельдара Рязанова.
Роль майора в парадной «Небесных ласточках» (1976) Леонида Квинихидзе, Харриса в уютной экранизации Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» (1979) Наума Бирмана, Фирелли в оперетте «Принцесса цирка» (1982) Светланы Дружининой пользовались также популярностью.
И зрители, и режиссеры хотели видеть в Ширвиндте идеального европейца. С другой стороны, в его репертуаре было много советских персонажей: Шурик в «Вокзале для двоих» (1982), Мясоедов в «Забытой мелодии для флейты» (1987) от того же Рязанова и Аркадий в «Самой обаятельной и привлекательной» (1985) Геральда Бежанова.
После перестройки его замечательная роль в дебюте Сергея Урсуляка «Русский регтайм» (1993) оказалась незабываемой. Были и такие незаслуженно незамеченные работы, как текст от автора в гайдайевской советско-финской комедии «За спичками» (1980), дубляж Чеширского кота в анимационном фильме «Алиса в Стране чудес» (1981), целый ряд крошечных ролей из выпусков киножурнала «Фитиль» разных годов.
Хотя сам Александр Анатольевич признавал, что не питает симпатии к сатире, предпочитая более мягкий юмор и ненавязчивую иронию. Ширвиндт - это редкий случай, когда можно говорить не только о конкретных ролях и достижениях, но и о феномене в целом: об артисте, режиссере, писателе, личности.
Бесконечное многообразие его персонажей и образов складывается в цельную картину - портрет человека, без которого немыслима сцена, экран и даже сама реальность. Его богатая и насыщенная биография может быть истолкована как летопись постсоветского театра и кино, завершенная в настоящее время.