6 февраля Театр Российской армии отметил свой 95-й день рождения. Несмотря на это значимое время, ЦАТРА сохраняет энергичность и молодость.
Все три сцены театра, включая экспериментальную, работают на полную мощность и рады принимать зрителей не только на своих спектаклях, но и за кулисами. В репертуаре театра – произведения известных классиков, включая Пушкина, Шекспира, Островского, Чехова и многих других. Эти работы создают нам не просто развлечение, но также глубокие размышления о жизни без «музейной пыли».

Однако в числе постановок также присутствуют современные пьесы, отражающие реалии сегодняшнего дня, такие как «Данькина каска», «Серая зона» и «Ложь во спасение». Это свидетельствует о пробуждении новой российской драматургии, которая способна продолжить традиции своих предшественников.
В конце 2023 года Театр Российской армии возглавил Александр Лазарев, что вызвало множество размышлений о сочетании его свободолюбивой творческой натуры с академическими принципами театра. Это назначение стало важной вехой для театра, который на протяжении долгого времени находился не в лучшем состоянии.
С приходом Лазарева театр уверенно смотрит в будущее, стремясь объединить традиции и инновации, создавая новые, актуальные постановки для зрителей.
Составившаяся команда для постановки «Мастера и Маргариты» под руководством Александра Лазарева вызывает интерес.
Хотя его предыдущий опыт в режиссуре ограничен, выбор данной классики кажется как закономерным, так и неожиданным.
Эта работа, основанная на романе Булгакова, привлекает внимание зрителей, особенно в Москве, где спектакль представлен в нескольких театрах.
Однако Лазарев обращается не к привычным сюжетным линиям, а стремится раскрыть глубокую суть произведения.
Главной задачей становится не столько описание проделок Воланда и его свиты, сколько акцент на трагедии Мастера и Маргариты.
Для этого режиссёр собрал команду, уже работавшую над «Бегом», включая светового художника, композитора и хореографа.
Визуальные и музыкальные элементы, такие как завораживающая музыка и впечатляющие танцевальные номера, обещают погрузить зрителя в атмосферу страсти и страдания.
К примеру, каменный трон прокуратора, изображённый с искажённым лицом, станет символом внутренней борьбы персонажей.
Данная интерпретация, возможно, разбудит в зрителе новые чувства и откроет роман Булгакова в новом свете.
Действие начинается у камина в «нехорошей квартире», где Маргарита просит вернуть её любовника.
Несмотря на центральные роли Мастера и Маргариты, исполнители явно испытывают ограничения своего персонажа, что требует значительных усилий для раскрытия их внутреннего мира.
Тем не менее, актеры, представляющие свиту Мессира, также сталкиваются с трудностями. Например, Сергей Федюшкин и Валерия Мисанова находятся в поиске своей динамики, в то время как Андрею Кочинову и Роману Радову удалось определить свои границы выражения.
Воланд, сыгранный Александром Домогаровым, выглядит пугающе и лишён мудрой аристократичности, что отражает современность, во время которой происходит действие.
Понтия Пилата играют Максим Аверин и Александр Балуев. Аверин блестяще передаёт трагедию персонажа, который осознаёт безвыходность своей ситуации, его плащ олицетворяет величие Рима и цвет страха.
Дмитрий Ломакин, исполняющий роль Иешуа, сталкивается со сложной задачей, так как большую часть времени проводит спиной к зрителям, что делает его задачу ещё более сложной.
В этой постановке благодаря проникновенной игре актеров раскрываются многослойные эмоции и бурные внутренние конфликты, которые становятся важной частью драмы.
Молодой артист виртуозно удерживает внимание зрителей, позволяя каждому выступить в качестве генератора внутренней силы, оживляющего его персонажа. Особую интерпретацию образа Каифы предлагает Алексей Захаров, который не изображает его как мрачного фанатика, а представляет как человека, уверенного, что знает, что наилучшим образом подойдет народу иудейскому. Каифа действительно боится, что игемон подвергнет его риску.
В роли начальника тайной стражи Николай Козак демонстрирует впечатляющую мощь, сочетая внутреннюю силу с внешней сдержанностью. Афраний не поднимает глаза на Пилата, его личность скрыта, но не уничтожена. Прекрасно исполняет роль Левия Матвея Александр Рожковский — ученика, который не превзошел учителя и нуждается в вере, превосходящей веру в самого себя.
Режиссер избегает чрезмерной эффектности: мрачные образы уходят, а финальная картина — «нехорошая квартира» — остужает сюжет своей обыденностью. Это отражает правду современного театра. Мариэтта Чудакова как-то отметила о булгаковском романе, что с течением времени угасает связь классики с современностью, хотя в свое время она была актуальна для Данте. Мы можем не видеть близости к современным деталям, однако возникают глубинные пласты, на которые автор, возможно, не рассчитывал.
Только что состоялась одна премьера, как готовится следующая — в начале марта армейцы представят спектакль «Прощай, конферансье!» по пьесе Григория Горина. Величайшая тайна театра на самом деле и не тайна. Многими пытались выразить это словами, и лучше всего, пожалуй, высказался Владимир Михайлович Зельдин: "Вы приходите в театр, видите наши слёзы. Зачем вам наши слёзы? Мало своих? Может, мы плачем вместо вас. Приходите каждый вечер, потому что театр — это вы. Вы наш воздух. А без воздуха птицы не летают".
В театре-звезде предостаточно как воздуха, так и птиц.