Президент Италии Серджо Маттарелла в интервью «Corriere della Sera» высказался против так называемой «культуры отмены» в отношении русской литературы и искусства. Он считает, что такая практика является ошибочной, так как она скрывает многовековую европейскую историю, в которой русская культура занимает важное место.
Эти слова прозвучали на фоне недавних случаев отмены мероприятий с участием известных российских исполнителей, таких как дирижер Валерий Гергиев, пианистка Валентина Лисица и танцор Сергей Полунин, чьи выступления были отменены, а молодых российских музыкантов не допустили до конкурсов.

Стоит отметить, что «культура отмены» возникает скорее как внутризападное явление, в основном американское. Эта концепция проявляется в разрывах контрактов с теми, кто высказывает мнения, не соответствующие новой идеологии, а также в отслеживании книг и фильмов, содержащих элементы, считающиеся неприемлемыми, такие как «расизм» или различные фобии.
В американском английском появился термин «virtue signaling»—«демонстрация добродетели», обозначающий публичные действия, поддерживающие социально одобряемые идеи. Это явление стало своего рода гонкой, где каждый стремится продемонстрировать свою приверженность господствующим мнениям и быстро выявлять тех, кто выступает против них.
«Культура отмены», известная на Западе, затронула и классическую культуру. Музыка великих композиторов, таких как Чайковский и Бетховен, была объявлена «слишком белой», несмотря на интерес к ней со стороны выходцев из разных стран.
Классические фильмы и романы, например «Убить пересмешника» и «Приключения Гекльберри Финна», исключались из репертуаров и библиотек, несмотря на их антирасистские послания. Это говорит о том, что классическая культура, создаваемая аристократией, на протяжении веков отражала взгляды привилегированных классов.
Ранее только высшие слои общества имели доступ к образованию и высоким искусствам, в то время как крестьяне были заняты повседневными заботами. Однако с течением времени, благодаря лучшим условиям жизни, возможность ценить искусство стала доступной большинству людей, и отношение к нему превратилось в личный выбор.
Стоит отметить, что среди особенностей «культуры отмены» наблюдается явная враждебность к высокому искусству. Подобные концепции не новы – исторически они напоминали подход раннего большевизма, который отвергал искусство от имени идеи.
Как подметил Владимир Кириллов в 1917 году, тогдашние радикалы проповедовали разрушение красоты ради будущего. С уходом привилегий высокое искусство сохранило свой характер, оставаясь доступным для обладающих вкусом и способных к интеллектуальному усилию, что подтверждает, что умение ценить культуру не зависит от социального статуса.
Чтобы овладеть игрой на скрипке, необходима настойчивость, а для посещения концертов классической музыки требуется умение ценить творчество композиторов и искусство исполнителей.
Признание чужого превосходства — это часть культурного опыта: музыканты создают и исполняют произведения, которые могут быть недосягаемы для большинства из нас. Настоящая культура вдохновляет и поднимает дух.
Однако это превосходство может вызвать как восхищение, так и ненависть к тем, кто находится на более высоком уровне. «Культура отмены» проявляет себя в агрессии против культурных достижений, отвергая их ценность.
Сторонники таких взглядов часто были бы ближе к гопникам, нежели к музыкантам. Запрет на классическую русскую культуру исходит от людей, которые враждебны культуре в целом, что можно назвать «культурофобией». И это обстоятельство вызывает резкое противодействие со стороны культурных деятелей, даже в тех странах, где не приветствуют Россию.