На этой неделе в Театре Наций состоялась премьера спектакля «Тартюф», поставленного Евгением Писаревым по пьесе Жана-Батиста Мольера.
В спектакле участвуют такие актёры, как Сергей Волков, Игорь Гордин, Ольга Науменко, Аня Чиповская и Денис Суханов.
Это вторая работа Писарева в Театре Наций, после музыкальной драмы «Кабаре». Он отмечает, что в современном театре появляются интересные тексты, которые отражают актуальные проблемы времени, наряду с вечными законами драматургии, которые Мольер сам сформулировал.
Писарев подчеркивает, что несмотря на свою величину, «Тартюф» не был поставлен при жизни автора, несмотря на три редакции, предпринятые для угождения Людовику XIV.
В пьесе исследуются вопросы истинной природы человека и его желаемого образа.
Анна Чиповская исполняет роль Эльмиры, а Сергей Волков — Тартюфа.
Отметим, что недавно во Франции был опубликован ранний вариант «Тартюфа», который включает три акта и отличается отсутствием некоторых персонажей, показывая Тартюфа как священнослужителя.
Евгений Миронов, посмотрев спектакль, обратил внимание на остроту и жесткость этого варианта, однако отметил его драматургическую слабость.
После добавления в пьесу двух новых персонажей — Марианны и Валера — Мольер вдохнул в нее новую жизнь.
Он завершил пятый акт, в котором Тартюф оказывается арестованным, и произносит монолог в честь короля. Однако Людовик XIV запретил постановку: похвала королю может вызвать подозрения.
В пятом акте становится ясным, что все события до этого момента были лишь бурей в стакане воды, в то время как над всем этим возвышается король.
Когда звучат слова о необходимости следовать за королем: «Будьте ему верны, и он решит все ваши проблемы», возникает ощущение как надежды, так и угрозы, поскольку интриги Тартюфа становятся явными.
В спектакле режиссера Евгения Писарева «Тартюф» через персонажа Тартюфа, которого он хочет изобразить не как комического трактата, а как неординарного, искреннего человека, лежит иная глубокая мысль.
Писарев вспомнил о персонаже князя Мышкина и усмотрел в Тартюфе элемент той же духовной сложности, но в то же время совершенно отличном представлении.
Он хотел, чтобы Тартюф выглядел молодым человеком с ясными, светлыми глазами, чтобы у зрителей возникло ощущение новизны его переживаний.
Писарев заметил Сергея Волкова еще во время его студенческой жизни, когда тот выступал в «Кабаре Брехт». Образ нестандартного князя Мышкина всколыхнул в нем желание создать уникального Тартюфа, способного ввести публику в заблуждение.
Я предложил эту роль Сергею, и с большим удовольствием сейчас работаю с ним. Уверен, что это один из самых перспективных артистов.
Несмотря на любые решения, «Тартюф» остаётся особенным персонажем, его сразу видно в толпе — как, например, заметил его Оргон. Для Евгения Писарева «Тартюф» является второй постановкой в Театре Наций после успешной музыкальной драмы «Кабаре», которая получила пять национальных театральных премий «Золотая маска».
Зритель зачастую бывает консервативен, приходя в театр с ожиданиями увидеть то, что он сам себе уже представил. Редко кто готов к неожиданным поворотам. Мы не стремимся кардинально изменить восприятие этой пьесы или научить чему-то новому, но через распределение ролей мы планируем рассказать эту историю иначе и надеемся удивить зрителей.
Также параллельно с «Тартюфом» я репетировал две другие работы: «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермин» и новый мюзикл в Театре МДМ. Для меня это испытание на выносливость, поскольку все три спектакля принадлежат различным жанрам.
В пьесе Уайльда важно не выходить за пределы авторского текста, поскольку чем изощреннее игра, тем ближе она к намерениям автора. В «Тартюфе» я стараюсь избежать создания откровенной комедии. Этот спектакль будет не просто смешным, но и с глубокой подоплёкой.
Согласно мнению эксперта, современный зритель испытывает острую потребность в радости. Это не означает, что театры начали ставить исключительно радостные спектакли, но настроение в зале заметно изменилось.
Спектакли Театра Пушкина, где раньше порой слышались лишь ускользающие улыбки, теперь вызывают настоящий хохот. В театре происходят изменения: появляются новые имена и множество премьер, однако зритель по-прежнему охотно посещает театры.
Например, билеты на «Тартюфа» были мгновенно раскуплены. В Театре Пушкина всего за пару дней продали почти все билеты на весь репертуар, который включает восемьсот мест.
Театр в России — это важный элемент культурной жизни, его роль иногда недооценена или преувеличена. Подобные мысли бывают адресованы как артистам, так и зрителям.
Театр не следует рассматривать исключительно как развлечение или элитарное искусство. Вместо этого, он является местом, необходимым для общения зрителей и артистов, делающим его значимым для всех нас.