С 27 по 31 мая в Пермском академическом Театре-Театре пройдет премьера спектакля «Капитанская дочка» (12+), созданного под руководством московского режиссера Александра Пронькина. Этот спектакль предлагает современный взгляд на знаменитую повесть Александра Пушкина и обещает стать многослойной драматической интерпретацией классического произведения.
Зрителям предстоит не только услышать известные строки из повести, но и получить богатый опыт благодаря интеграции других литературных произведений. С самого начала на сцене появится Федор Михайлович Достоевский, который своим монологом приглашает задуматься о величии русской литературы.

Пронзающий известный текст «У Лукоморья дуб зеленый» предвосхитит появление значимой галереи персонажей. Режиссер внедрил в «Капитанскую дочку» отрывки из пушкинских сказок, оригинальные стихи и фрагменты из романа «Евгений Онегин», а также поэмы «Руслан и Людмила».
Например, Алексей Швабрин исполнит стихотворение поэта, написанное на французском языке, в то время как Зурин иронично приведет слова из хулиганского стихотворения. В первом акте зрители окажутся в романтическом мире archetype, где Савельич напоминает няню Арина Родионовну, читая сказки молодому Петру.
Образы Пугачева и Маши Мироновой встречаются в своем мистическом и простом воплощении. Спектакль дополняется живой музыкой и яркими костюмами, а масштабный видеоарт на минималистичных декорациях создает атмосферу глубокого русского сна, которая постепенно исчезает во втором акте, отражая утрату наивности и незрелости Петра Гринева.
Во втором акте спектакля по повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина присутствуют отрывки из его исторического труда «История Пугачева», посвященного крестьянской войне 1773-1775 годов. Пушкин глубоко изучал архивные материалы и собирал свидетельства очевидцев этих событий, что добавляет документальности к художническому вымыслу. Это сомкновение реальности и выдумки позволяет зрителям ощутить масштаб событий и эволюцию персонажей.
Спектакль создает уникальное пространство «большого русского сна», в котором гармонично сосуществуют элементы различных эпох — от мотоциклов до костюмов в стиле фэшн, а также музыкальный сторителлер Клаус Бургер и Достоевский, перевоплощающийся в Савельича. Персонажи повести рассматриваются как архетипы, а история Петра Гринева представлена как путь героя, который взрослеет, преодолевая сложности.
Фраза «Береги честь смолоду» ключевая в этой интерпретации: Гринев сохраняет свои моральные принципы даже в самых запутанных ситуациях, оставаясь верным своим намерениям. Это новое прочтение «Капитанской дочки», погружающее зрителей в особую визуальную реальность, отсылает к знакомым всем с детства образам, но открывает их с неожиданного ракурса.
Работы художника Евгения Козина погружают зрителя в мир мистических сновидений и жестокой реальности. В спектакле «Капитанская дочка» основным сценографическим элементом являются две большие стены, которые трансформируются в зависимости от сценических моментов, а также огромный экран, на котором демонстрируются работы видеохудожника Алана Мандельштама.
Сценограф Филипп Шейн отметил, что постановка отходит от исторических контекстов, но обсуждаемые в произведении темы чести остаются актуальными, резонируя с молодыми зрителями. Они стремятся передать классический сюжет иначе, используя современные художественные методы, чтобы сделать его более доступным. Результат — спектакль, который сочетает в себе элементы сказки и серьезного романа, а также фантасмагории, предоставляя зрителям пищу для размышлений.
К премьере было создано более 60 костюмов, а также изготовлены с помощью 3D-принтера маски: череп с рогами для Пугачева и голова черта для Зурина. В спектакле осуществлено сосредоточение на контрасте между мифологичностью и реальностью, присущими тексту Пушкина.
Одной из задач дизайна костюмов стало плавное переход от сказочных элементов в первом акте к более документальным и реалистичным во втором. Эти черные современные костюмы подчеркивают важность текстов «Истории Пугачевского бунта», позволяя зрителям сосредоточиться на содержании и значении слов.
Целью моей работы не было точное воспроизведение костюмов исторической эпохи; тем не менее, я не исключила элементы исторического кроя. В представлении присутствуют как светские, так и народные костюмы. Это скорее стилизованный подход, основанный на «хтонической русской сказке», с намеренным игнорированием исторических деталей и смешением временных отсылок.
При этом костюм Савельича и элементы балета выполнены исторически верно, за исключением цветовой гаммы, которая была адаптирована. Спектакль «Капитанская дочка» (12+) включает в себя артистов балетной труппы Театра-Театра, которые превращаются в различных персонажей, таких как игроки в бильярдной Зурина и оренбургские дворяне.
Хореограф Дамир Сайранов создал динамичные и эмоциональные хореографические эпизоды, добавляющие визуальное богатство представлению. В музыкальном плане спектакль разнообразен, включает работы композитора Родиона Аверьянова и вокальные номера, такие как казачья народная песня «У майорова двора».
Одно из интересных решений — участие композитора Клауса Бургера, который играет на самодельных инструментах, включая диджериду из борщевика. Музыка в начале спектакля, близкая к сказочной атмосфере, перек呼呼ает к мечтам Петра Гринева.
Сюжет и музыкальные мотивы спектакля «Капитанская дочка» (12+) постоянно эволюционируют, отражая многообразие жизни в России, где реальность порой меняется до неузнаваемости.
Музыкальное сопровождение, выполненное как в электронной, так и в живой интерпретации Клауса Бургера, приносит новые краски в представление. Клаус, немецкий музыкант, переехавший на Урал, строит свою игру на сочетании четкой партитуры и импровизации, что добавляет неожиданные элементы в спектакль.
Премьера, проходящая с 27 по 31 мая на главной сцене Театра-Театра, будет интересна как любителям драматического искусства, так и широкой аудитории.
Режиссер Александр Пронькин, известный своей работой в таких театрах, как Театр.doc и Театр Наций, создал многочисленные театральные проекты, а также аудиоспектакли и концерты. В репертуаре Театра-Театра находятся девять его режиссерских работ, включая «Солярис» и спектакль «Урожай», а также выездные проекты для школьных спектаклей.