Премьера спектакля Капитанская дочка в Перми

Июн 9, 2025 / 22:32

С 27 по 31 мая на большой сцене Пермского академического Театра-Театра состоится премьерный показ спектакля «Капитанская дочка» (12+), режиссированного москвичом Александром Пронькиным. Это оригинальная интерпретация классической повести Александра Пушкина, знакомой многим из школьной программы. Спектакль обещает быть многослойным и эмоциональным, в него органично вплетены отрывки из произведений других авторов, что делает постановку еще более интересной.

В самом начале зрители увидят Федора Михайловича Достоевского, который с монологом о Пушкине создаст атмосферу глубокой рефлексии о российской литературе. На фоне строчек «У Лукоморья дуб зеленый» развернется целая галерея персонажей. Алексей Швабрин передаст чувство поэзии, декламируя стихотворение Пушкина на французском, а Зурин добавит нотку иронии с цитатами из других произведений.

Премьера спектакля Капитанская дочка в Перми

Первый акт перенесет зрителей в яркий и романтический сюжет, в котором Савельич играет фигуру няньки, представляя сказки Пушкина юному Петруше. Образ Пугачева будет загадочным и мистическим, а Маша Миронова предстанет простой и чистой душой. Живая музыка, фантастические костюмы и масштабный видеоарт создадут уникальную атмосферу русского сна, который исчезнет ко второму акту, как теряется наивность главного героя, Петра Гринева. Этим спектакль ставит перед зрителями не только вопросы о литературе, но и о взрослении и утрате невинности.

Во втором акте спектакля «Капитанская дочка» наряду с художественной частью звучат фрагменты из малоизвестного научного труда А. С. Пушкина – «История Пугачева». Этот труд, который посвящен крестьянской войне 1773-1775 годов, стал результатом детального изучения архивных документов и свидетельств очевидцев, собранных по местам восстания.

Такое соединение художественного вымысла и документальных фактов помогает зрителям лучше понять масштабы событий и глубину трансформации героев. Спектакль открывает «железную шкатулку», создавая сказочный мир архетипов. Пушкин сам намекает на многообразие интерпретаций своего произведения, полного фантазий.

Режиссёр допустил элементы временной эклектики, продемонстрировав уместность современного мотоцикла, фэшн-костюмов и музыкального сторителлера Клауса Бургера, а также Достоевского, перевоплощающегося в Савельича. В рамках спектакля персонажи рассматриваются как архетипы.

Путь Петра Гринева стал примером архетипического героя, который находит свою честь даже в сложных обстоятельствах, что подчеркивается знакомой фразой «Береги честь смолоду». Постановочная команда предлагает зрителям увидеть «Капитанскую дочку» с новой перспективы, погружая их в уникальный визуальный мир.

Евгений Козин создает в своем творчестве уникальный мир, где реализм переплетается с мистикой. В спектакле использование сценографии стало ключевым элементом: две большие стены, изменяющие свою форму в зависимости от сценического действия, и масштабный экран для концептуального видеоарта Алана Мандельштама подчеркивают тематическую многослойность произведения.

Сценограф Филипп Шейн отмечает, что несмотря на отдаление от времени события «Капитанской дочки», темы чести, поднятые Пушкиным, остаются актуальными и резонируют с современными зрителями. Спектакль стремится привлечь молодежную аудиторию через новые художественные приемы, сочетая элементы сказки и серьезной драмы.

Свыше 60 костюмов были созданы к премьере, включая 3D напечатанные маски, что добавляет современности в традиционный контекст. В спектакле наблюдается контраст между сказочными мотивами первого акта и более серьезной атмосферой второго, где привычные черные костюмы актеров позволяют глубже вникнуть в текст «Истории Пугачевского бунта», акцентируя внимание зрителей на важности содержимого.

В работе над спектаклем «Капитанская дочка» (12+) я не ставила перед собой цель воссоздать костюмы конкретной исторической эпохи. Вместо этого, я обратилась к стилям, включающим светский и народный костюм, однако с намеренным игнорированием исторической точности. В результате получился стилизованный визуальный образ, сочетающий элементы «хтонической русской сказки» и современные концепции. Примечательно, что костюм Савельича и элементы балета отвечают историческим стандартам, хотя цветовая гамма была адаптирована.

Артисты балета Театра-Театра привносят в спектакль разнообразные образы, меняясь на глазах у зрителей, создавая характеры игроков в бильярдной Зурина, людей Пугачева и представителей оренбургской знати. Хореография, выполненная Дамиром Сайрановым, придаёт спектаклю динамичность и эмоциональную насыщенность.

Музыкальное сопровождение, созданное композитором Родионом Аверьяновым, включает атмосферные композиции и вокальные номера, такие как казачья народная песня «У майорова двора» и песни Юрия Визбора и Булата Окуджавы, что также усиливает магическую атмосферу.

Одним из интересных решений стал подход немецкого композитора Клауса Бургера, который выступает музыкальным перформером, играя на уникальных инструментах, среди которых диджериду из борщевика. В начале спектакля звучит музыка, вызывающая ассоциации со сказкой, о которой мечтает Петр Гринев. Этот элемент добавляет глубину и погружает зрителя в мир, где реальность сочеталась с волшебством.

Сюжет спектакля «Капитанская дочка» (12+) представляет собой яркое отражение многогранной жизни в России, где переплетаются различные мотивы и жанры. Главный акцент в музыкальной составляющей постановки – это ощущение многообразия страны с ее неожиданными сочетаниями.

На сцене электронная музыка будет аккуратно сочетаться с живым исполнением композитора и музыканта Клауса Бургера, который приехал на Урал из Германии. Его музыка включает как строго обозначенные композиции, так и импровизационные эпизоды, что открывает возможность для неожиданных музыкальных решений и нового опыта.

Премьера спектакля пройдет с 27 по 31 мая на большой сцене театра и привлечет внимание зрителей всех возрастов. Режиссер Александр Пронькин имеет богатый опыт работы в ведущих театрах России, таких как Театр.doc и Театр Наций, а его проекты охватывают разнообразные форматы, включая аудиоспектакли и спектакли для онлайн-платформ.

В репертуаре его работ в Театре-Театра значатся такие спектакли, как «Солярис» и «Урожай», а также выездные мероприятия для школьников, что подтверждает его стремление к интеграции театра в образовательное пространство.

По материалам: www.business-class.su