Премьера обновленного Ревизора в Мариуполе открывает новые горизонты театрального искусства

Янв 22, 2025 / 17:52

В 1887 году в Мариуполе открылся театр с премьерой спектакля «Ревизор», который вызвал большой интерес и множество рецензий.

Публика была в восторге, что подтвердила аншлаг на премьере. Сейчас театр готовится к переезду в новое здание, что предвещает символичное повторение этой классической постановки.

Премьера обновленного Ревизора в Мариуполе открывает новые горизонты театрального искусства

Новый «Ревизор» стал результатом работы Президентского фонда культурных инициатив и независимого профсоюза актеров театра и кино.

Премьера нашей версии также прошла успешно, билеты раскупались очень быстро и после Нового года.

Мы решили уйти от традиционного восприятия спектакля. Гоголь, в свое время, болезненно реагировал на отзывы зрителей, находясь в зрительном зале.

Наши актуальные интерпретации не подразумевают классификации, а представляют собой фарс, в котором смешиваются жанры. Мы стремились создать динамичное представление, чтобы оно стало интересным для школьников, изучающих произведение.

По результатам, молодежь смотрела спектакль с высоким интересом, без отвлечения на телефоны.

Наш финал отличается от классического: Городничий, скрывшийся с украденными деньгами, оказывается на тропическом острове, наслаждаясь жизнью, когда ему сообщают о визите ревизора.

Эта трактовка демонстрирует реалии, когда чиновники тратят награбленное на отдых, но затем сталкиваются с неожиданными последствиями.

В процессе работы над спектаклем происходило сильное давление, что подчеркивает актуальность тем, затронутых в «Ревизоре».

В последние годы в театральном мире Мариуполя возникли серьезные трудности из-за языкового барьера. Хотя требовали, чтобы спектакли ставились на украинском языке, многие актеры не владели речью так, чтобы это звучало естественно.

В результате зрители в основном предпочитали русскоязычные спектакли, что создавало напряжение между требованиями властей и предпочтениями аудитории. В воспоминаниях о том времени оглядываешься на эпизоды, когда удалось сделать спектакль на русском языке, это стало своего рода бунтом в условиях давления.

Несмотря на обстановку и страх, когда вокруг шли бои и звучали взрывы, люди сплачивались. Комендантский час, нехватка магазинов — все это вызывало особое чувство единства среди мариупольцев.

Люди собирались у костров во дворах, там, где раньше они просто не замечали соседей. Общее горе сближает, даже когда разговариваешь о театре — о том, где можно будет работать, когда все это закончится.

В то время, как коэффициент выживания был низок, мысли о будущем театра и активности навевали надежду. Оказавшись в ситуации, когда в Мариуполе осталось всего пять актеров, стало ясно, что театральное искусство должно продолжаться, как бы трудно ни было.

Ощущение сопричастности и поддержки не оставляло, даже когда интернет и связь отсутствовали. Актеры обменивались новостями, встречаясь в точках с доступом к «Телеграм», иногда собираясь в разных местах, чтобы поддержать друг друга в этой сложной реальности.

В нашем театре сейчас 30 актеров, и мы ожидаем пополнение из РГИСИ. Некоторые артисты вернулись из-за границы, а мы привлекаем режиссеров из других регионов.

В прошлом нам приходилось довольствоваться малым, но мы стремились показать, что театр жив, как и наш город. Репетиции проходили в здании с текущей крышей и отсутствующими окнами.

Тем не менее, в сентябре 2022 года мы открыли сезон во Дворце пионеров, и многие удивлялись, как нам это удалось. Работая в таких условиях, мы уходили от бытовых неудобств и погружались в другой мир, несмотря на отсутствие транспорта и необходимость пеших прогулок до театра.

Мы играли бесплатно, так как у мариупольцев не было возможностей платить за билеты. Иногда среди спектаклей отключался свет, и нам приходилось переносить представление, но зрители приходили снова, стремясь хотя бы на время забыть о трудностях.

Особенно запомнился спектакль «Золотой цыпленок», на который родители приводили детей, радуясь, как дети сами. Мы получали помощь по части декораций и костюмов от российских театров, и, хотя у нас не было достаточного количества девушек в труппе, часть пришедших костюмов была просто невероятной.

Игра для детей в нашем репертуаре — главная задача. Не забуду, как мины рвались, а дети беззаботно играли в песочнице. Мы буквально подбегали к ним, крича

По материалам: rg.ru