Опера «Андре Шенье» итальянского композитора Умберто Джордано, премьера которой состоялась в La Scala 28 марта 1896 года, стала классическим примером оперной мелодрамы.
Сюжет разворачивается вокруг поэта-романтика Андре Шенье, ставшего жертвой революционного террора, возглавляемого Робеспьером. Эта опера запомнилась благодаря своим глубоким темам, таким как дружба, преданность и жертвенная любовь, что привлекло внимание многих известных теноров, включая Энрико Карузо и Лучано Паваротти.

В опере Мадлен, влюбленная в Шенье, и Шарль Жерар, ранее его слуга и теперь революционер, представляют собой сложные характеры. Партия Шенье увековечивает идеалы любви, так как герой умирает ради своей возлюбленной.
Интрига оперы сопровождается известным доносом Жерара, который служит важным элементом сюжета, хотя и не соответствует историческим фактам. Примечательно, что сам Жерар, подписавший приговор Шенье, пережил его всего на сорок восемь часов, что добавляет трагизма к итогам данной драмы.
С первых же аккордов зрители погружаются в атмосферу спектакля, где костюмы, созданные Марией Боровской, сочетают элементы псевдоисторического и брутально-революционного стилей, созидая уникальный визуальный ряд, который придаёт опере особое настроение.
Эффектный образ гильотины в постановке подчеркивает, как благородные идеалы «свободы, равенства и братства» могут обернуться трагедией.
Премьера в театре на Большой Дмитровке включает выступления выдающихся солистов с европейской репутацией: тенор Нажмиддин Мавлянов в роли Андре Шенье, сопрано Елена Гусева в роли Мадлен и баритон Антон Зараев в роли злодея Жерара.
Каждая из главных партий требует не только мастерства, но и выдающейся вокальной техники, так как исполнителям необходимо проявить высочайшую выносливость и живость до самого финала.
Андре Шенье имеет три главные сольные арии: знаменитую импровизацию Un d'all'azzurro spazio, сцена защиты S fui soldato на суде и предсмертные стансы Come un bel dì di maggio.
Мавлянов пленяет музыкальностью и романтической благородностью, избегая избытка эмоций, будь то в политических речах или любовных моментах.
Елена Гусева, играя Мадлен, впечатляет красотой и чувственностью, хотя иногда её голос теряет итальянский темперамент и фокусировку.
Тем не менее, она великолепная актриса, способная трогательно передать боль молодой аристократки, переживающей утрату матери и разрушение своего дома.
Ария Мадлены, «La mamma morta», исполненная с трагической отрешенностью, продемонстрировала глубину утраты смысла жизни, исключая истерику, к которой порой прибегают певицы для эффекта.
Дуэты влюбленных запомнились своей эмоциональностью и чистотой, вызывая сильные чувства у слушателей.
В то же время, исполнение Жерара Антона Зараева оказалось несколько грубоватым, с недостаточной точностью и стилем, что сказалось на его фразировке и внимании к тексту.
Романс «Son sessant anni, o vecchio» в первом акте явно провалился.
Знаменитый финальный монолог «Nemico della patria?» был звучен с избыточным драматизмом, создавая ощущение перегруженности.
Оркестр, под управлением молодого итальянского дирижера, играл ровно и корректно, но это напоминало экзамен, ставя акцент на точности, что сделало музыку медитативной и порой скучной.
Спектакль подчеркнул, как лживы революционные идеи, показывая бессмысленность любой революции и российские бунты.