Массовое общество и влияние толпы на культуру

Июн 2, 2025 / 01:15

В ХХ веке многие философы и культурологи утверждали, что власть и культура оказались в руках так называемой «массы». Однако, «масса» не является народом или нацией, а представляет собой безличный коллектив, состоящий из индивидов, которые не связаны друг с другом, зачастую оставаясь безразличными. Толпа служит ярким примером этой массы, которую иногда называют «толпой одиноких». Соответственно, ХХ век нередко именуется «веком толп».

Социальный феномен, основанный на массе, получил название массового общества. Немецкий социолог Карл Манхейм в 30-х годах прошлого века указал на то, что многие изменения, происходящие в обществе, можно объяснить жизнью в массовом обществе, формирующемся под влиянием индустриализации и урбанизации. Основой массового общества являются неосознанные граждане, попросту собравшиеся вместе на основании формальных признаков. Масса представляет собой функциональное образование, не имеющее своей внутренней программы действий; ее цели и идеи навязываются извне. У этой социальной группы нет общих ценностей, что делает ее уязвимой для манипуляций.

Массовое общество и влияние толпы на культуру

Процесс массовизации культуры, в свою очередь, стал результатом влияния средств массовой информации и глобализации, которая часто рассматривается как попытка разрушить национальную идентичность и культурные ценности отдельных народов.

Массовизацию можно рассматривать как процесс социальных изменений, который приводит к формированию массового общества. Этот тип общества стал объектом анализа многих теоретиков, таких как Ж. де Местр и А. де Токвиль.

В их работах идея «омассовления» рассматривается через призму свободы, где стремление унифицировать людей приводит к «равенству в рабстве». В массовом обществе социальный характер человека становится экстерналистским: его цели зависят от оценки окружающих, в то время как независимые ориентиры теряются.

Д. Белл отмечает, что такие люди отличаются конформизмом и потерей индивидуальности, приспосабливаясь к внешним сигналам. СМИ играют ключевую роль в формировании «человека массы», создавая стандартные шаблоны восприятия.

Среди характеристик массового общества выделяются крупномасштабное производство, управляемое бюрократией, массовое потребление и культура, где информация передается однородно всем группам.

В результате мы наблюдаем упрощение восприятия и отчуждение индивидов, что усугубляет проблему изоляции в социальном взаимодействии.

Современная «масса» отличается от традиционного понятия «народа», а «элита» — от классического понимания «интеллигенции». В своей работе «Психология народов и масс» Г. Лебон выделяет ключевые факторы, влияющие на массовое сознание: идеи, эмоции, зрительные образы и роль вожака.

Власть сегодня формирует основные идеи и установки, определяющие взгляды масс. Однако сама власть состоит из образованных представителей той же самой массы. В массовом обществе главной ценностью становится не индивидуальная свобода, а способ управления, который отличается от традиционных форм власти, таких как монархия или аристократия.

Это управление является деперсонализированным – существует «властвующая элита», скрытая от глаз общества. Массовая культура выступает как инструмент контроля этой власти. Она направлена на массовое восприятие и призвана вызвать однородные реакции у больших аудиторий, игнорируя индивидуальные особенности.

Массовая культура, как ведущий тип культуры, появляется в результате процесса массовизации, имея свои отличия от высокой и народной культур.

Стандартизованная массовая культура формирует единый социальный универсум на уровне национального государства. Она создает ценностные ориентиры, коллекции чувств, стандарты поведения и модные тенденции, которые трансформируются средствами массовой информации и охватывают все слои населения, независимо от их социального статуса или культурных различий.

Массовая культура и средства коммуникации выступают инструментами глобализации, воздействуя на различные аспекты жизни современного общества. В условиях глобализации массовизация культуры приобретает беспрецедентные размеры. Все более укореняется тенденция к нивелированию культурных и этнических различий, что приводит к тому, что индивидуумы становятся похожими друг на друга, утрачивая свою уникальность.

Общество, подверженное влиянию массовой культуры, фактически трансформируется в общество потребления. Стремясь устранить национальные культурные традиции, массовая культура становится космополитичной, что в свою очередь ограничивает потенциал сохранения культурной идентичности обществ.

Западные интеллектуалы идентифицируют массу людей как антагонистов культуры, поскольку вместо традиционных форм жизни возникают обезличенные городские сообщества. Эта среда становится неблагоприятной для культурного развития, и теперь культура оказывается под угрозой вымирания, причем то, что именуют культурой, нередко не имеет к ней никакого отношения.

Таким образом, массовая культура формирует человека, не имеющего корней и культурной идентичности.

По материалам: topwar.ru