В современную эпоху глобальных изменений, когда политические разногласия и экономические санкции часто приводят к разделению стран, культура становится уникальным универсальным языком, способным соединять народы. В связи с этим возникает вопрос об эффективности культурной дипломатии, особенно в условиях растущей многополярности мира.
В рамках Петербургского международного экономического форума 2025 года на круглом столе «Дипломатия культур в период перехода к многополярному миру» эксперты обсуждали эту важную тему.

Участники форума, в частности, подчеркнули философские корни своей деятельности. Одна из ведущих фигурантов, вдохновленная идеями Канта о мировом гражданстве, гуманизмом Гёте и призывом Бетховена к братству, заметила, что культура может стать эффективным инструментом для международного диалога. Тем не менее, она критически отметила, что современные политические решения Германии часто отходят от этих гуманистических идеалов, заменяя культурное понимание конфронтацией.
В ответ на подобные тенденции гражданское общество инициировало крупный проект под названием «Манифест европейского мира», представленный 9 мая 2025 года. В этот День Победы 16 тысяч активистов из разных стран объединились, чтобы на 30 языках выразить единый призыв к мире и взаимопониманию. Эта акция охватила огромный географический диапазон, напомнив о первоначальной мирной миссии Европейского союза.
Геро, одна из участниц дискуссии, призвала обратить внимание на то, что в условиях, когда границы становятся непроницаемыми, именно культура может служить мостом между народами. «Музыка, литература и искусство – это те «санкции», которые действительно содействуют благу человечества», – заключила она.
Ульрике Геро, известный режиссёр и художественный руководитель образовательного фонда «Талант и успех», подчеркивает, что истинная дипломатия зарождается не в кабинетах, а в людях, которые говорят языком культуры.
Он считает, что культура обладает уникальной способностью объединять людей, а музыка играет особенно важную роль в международном общении. Многие его друзья-музыканты тратят 6-8 часов в день на обучение молодежи, демонстрируя, что музыка — это универсальный язык, понятный всем без слов.
Фрай также отмечает, что когда он выступает, публика реагирует на музыку одинаково, независимо от культурной принадлежности.
Имея богатый опыт работы в Германии, Фрай выбрал Россию для дальнейшего карьерного роста, отмечая значительные глубокие культурные связи между Европой и Россией, которые проявляются в творчестве таких композиторов, как Бетховен, Чайковский и Шостакович.
Однако в последние годы эти культурные связи оказались под угрозой: три года назад европейские площадки начали отказывать в приглашениях российским артистам.
Фрай с сожалением вспоминает, что даже во времена Второй мировой войны музыка продолжала находить путь к слушателям, что показывает ее непреходящую ценность. Искусство, по его мнению, не должно страдать от политических конфликтов, и именно в этом контексте он обосновывает свою позицию о важности культурного обмена.
Ханс-Йоахим Фрай активно вовлечён в проекты, способствующие культурному диалогу на международной арене. В 2022 году он вместе с Игорем Фёдоровым организовал в Риме гала-концерт за мир при поддержке Ватикана, в котором участвовали артисты из десяти стран, включая Россию, Азербайджан, Армению, Турцию, Израиль и Египет. Этот концерт стал образцом культурной дипломатии.
Также Фрай руководит Дубайским оперным балом, который проходит уже три года. Эти мероприятия демонстрируют, как зрители из разных стран, таких как Россия, Украина, Германия, Австрия и ОАЭ, могут свободно общаться, что подчеркивает объединяющую силу искусства.
Фрай вспоминает, как в 2006-2007 годах Владимир Путин во время своего визита в Дрезден говорил о культуре как о языке единства, который должен служить основой для укрепления связей между народами. Фрай считает, что это представление о свободе культуры должно стать важным принципом, как на экономических форумах, так и в повседневной жизни. Он убеждён, что только преодолевая искусственные преграды и отказываясь от санкций, человечество сможет построить более гармоничное общество, что и является его главной целью.
Основатель арт-агентства «Ariosi Management», Фрай сосредоточил свою карьеру на развитии классической музыки. Его агентство активно сотрудничает как с российскими, так и с европейскими музыкальными коллективами, способствуя культурному обмену. Запоминающимся моментом стало проведение юбилейных мероприятий в Санкт-Петербурге в 2022 году, когда иностранные артисты получили тёплый приём от зрителей.
Этот эпизод ясно демонстрирует, что музыка служит универсальным языком, объединяющим людей независимо от барьеров. Ариози вспоминает, как, находясь в Грузии и не зная языка, глубоко постиг местную культуру через её музыку.
Установление культурных связей важно даже там, где политика не справляется. В разговоре с выходцем из Риги, где запрещают русскую музыку, он задается вопросом: «Должны ли итальянцы отказываться от Микеланджело из-за политической ситуации в стране?» Ариози считает, что культурное наследие должно оставаться вне конфликтов, и развитие межкультурного диалога необходимо для взаимопонимания.
Важным шагом в этом направлении стал концерт музыкантов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, который состоится 26 июля в историческом дворце Карла III. В программе прозвучат произведения Чайковского и Верди. Этот проект, требовавший месяцев сложных переговоров, стал знаменательным для культурного обмена.
Основатель Африканского бизнес-клуба в России подчеркивает, что в современном бизнесе культурное взаимопонимание стало неотъемлемой частью успешного сотрудничества. Если традиционно Россией и Европой выстраивались бизнес-связи на основе культурных связей, то с африканскими странами необходим более деликатный подход.
Форум «Россия-Африка» стал ярким примером культурной интеграции, где наряду с деловыми переговорами участники ознакомились с творчеством африканских художников и кинематографистов. Это событие показало высокий интерес россиян к африканской культуре.
Однако, к сожалению, многие стереотипы о России в Африке остаются устаревшими, сводя страну к образу «холодной страны с медведями». Необходима активизация усилий по продвижению русской культуры за границей.
В ответ на это Африканский бизнес-клуб организовал ряд массовых мероприятий, среди которых выделяется фестиваль «Окно в Африку», прошедший 9 февраля в Московском доме национальностей. Участники праздника могли ознакомиться с традиционной кухней, уникальной одеждой и национальными костюмами, а также насладиться выступлениями музыкантов и танцоров из 20 стран.
Успех этого мероприятия, наряду с фестивалем «Африканский горизонт», показал, что интерес к африканской культуре в России весьма значителен. Теперь важно проводить аналогичные мероприятия для продвижения русской культуры в Африке, включая выставки, концерты и литературные вечера.
Как отмечает депутат Бундестага из Цвиккау, культурная дипломатия через искусство и традиции создает прочные основы для сотрудничества и может поднять российско-африканские отношения на новый уровень.
В условиях современных изменений в российско-германских отношениях позиция Моосдорфа становится особенно актуальной. Он указывает на то, что долгое время культуры существовали изолированно, напоминая о том, что майя не знали о Риме, а греки — о Китае. Однако сейчас необходимо преодолеть этот разрыв и отказаться от европоцентричного взгляда, который доминировал последние три века.
Депутат акцентирует внимание на роли музыки в культурной дипломатии. В качестве примера он приводит опыт оркестра, который провёл 3 500 концертов в 65 странах, доказав, что музыка может объединять людей лучше, чем политические инициативы. Важный момент — выступление Мстислава Ростроповича у Берлинской стены, которое стало символом воссоединения Германии.
В современных условиях он подробно обсуждает проблему взаимного непонимания и связывает её с утратой культурных основ. Как он замечает, почти каждый ребёнок имел возможность участвовать в оркестре, что способствовало развитию коллективного творчества и взаимопонимания.
Вместе с тем, современные европейские элиты, ограничивая свободу слова, рискуют разрушить демократические ценности, о чём уже предупреждал Кант. Моосдорф также вспоминает о глубинных культурных связях между народами и предлагает совместное восстановление Кёнигсбергского замка как символ нового этапа культурного возрождения Европы.
Подводя итог, он подчеркивает, что в условиях геополитических бурь культурная дипломатия может стать тем якорем, который будет держать международные отношения на плаву.
В современном мире взгляд на культуру как на фундамент межгосударственного диалога становится дедовским. В своем выступлении председатель совета директоров ООО «РК Сложные системы», Фёдоров, акцентировал внимание на уникальной роли культуры, которая в условиях разрушения традиционных институтов остается одним из немногих островков стабильности, особенно для России с ее этнокультурным разнообразием.
Он подчеркнул, что культура сегодня не только сохранитель этико-моральных принципов, но и необходимое условие для достижения взаимопонимания между народами. В условиях глобального кризиса культура становится основным носителем нравственных ценностей.
Фёдоров выделил три ключевые функции культуры: она способствует развитию личности, социальному прогрессу и объединяет людей. Особенно он отметил роль искусства, замечая, что музыка и живопись способны дарить радость независимо от гражданства и расы, способствуя преодолению конфликтов.
Ярким примером культурной дипломатии стал концерт оркестра под управлением Ханса Фрая в Риме, который продемонстрировал, как культура может сгладить политические противоречия даже в условиях нараставшей русофобии. Фёдоров пришел к выводу, что полное использование культурного потенциала жизненно необходимо для налаживания диалога и взаимопонимания между народами.
Культурное взаимодействие, по мнению экспертов, может стать ключом к преодолению современных глобальных вызовов. Несмотря на скепсис относительно значимости культурных встреч, на которых обсуждаются вопросы искусства и традиций, непосредственное участие видных деятелей культуры – таких как Ульрике Геро, Алессандро Ариози и Игорь Фёдоров – подчеркивает важность данного процесса.
Каждый из них активно работает над тем, чтобы внести вклад в гармонизацию нашего неспокойного мира. Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Александр Швыдкой выразил это через цитату австрийского писателя Роберта Музиля: «Искусство меняет нас, делая человечнее». Эта мысль подчеркивает, что культурный диалог - не просто пара слов, но важный механизм, который может сближать народы на фоне растущей геополитической нестабильности.
Выступления экспертов подтвердили, что искусство и литература могут разрушать стереотипы, открывать новые экономические горизонты и напоминать о общих ценностях, стоящих за политическими разногласиями. В то время как политики могут быть бессильны, художники и музыканты продолжают создавать связи, где другие воздвигают барьеры.
Важно не только признание способности культуры объединять, но и готовность государств и обществ воспринимать её влияние. Культура представляет собой мощный инструмент, и от того, как человечество научится использовать её возможности, зависит наше общее будущее.
В 2014 году судьба Франсуа Модеме, гражданина Франции, изменилась кардинально: он уехал в Донбасс с целью защищать ценности Русского мира. Позже, после возвращения в Россию, его жизнь снова приняла новый поворот — он завершил обучение в Московской консерватории и стал солистом Самарского театра оперы и балета.
Недавно в Италии вновь возродился интерес к панк-группе «CCCP Fedeli alla linea», которая в прошлом прославилась своими концертами в Москве и Ленинграде. Хотя участникам группы уже более 60 лет, они вновь вышли на сцену, представив сочетание своей музыки с духом «филосоветского панка». Это возвращение демонстрирует ностальгию и продолжение влияния этой музыкальной традиции.
100 лет назад на берегу Черного моря был открыт детский лагерь «Артек», изначально предназначенный для оздоровления советских детей. После Второй мировой войны он стал знаменитым международным детским центром, и для многих, кто там побывал, этот период остался одним из самых светлых воспоминаний их детства.
В греческом издательстве КΕΙΜΕΝΑ вышла книга Ираклии-Элефтерии Пеппы, посвященная Владимиру Маяковскому. Это издание включает переводы его произведений, биографические сведения и комментарии, отражающие многообразие и глубину творчества поэта, которого переводчица считает уникальным явлением в мировой литературе.
Таким образом, рассматривая различные явления — от личных историй до языковых выражений и культурных возрождений, можно увидеть многообразие человеческого опыта и его отражение в языке.