Аналитики киноиндустрии по итогам 2024 года выражают разочарование. Несмотря на успешные релизы, включая «Головоломка-2» от Pixar, который вошел в десятку самых кассовых фильмов с сборами около $1,7 млрд, международный кинопрокат все еще не восстановился после пандемии.
По сравнению с предыдущим годом цифры остаются разочаровывающими, и не стоит ожидать восстановления до допандемийного уровня как минимум до 2025 года. В прошлом году надежда появилась с выходом «Барби» и «Оппенгеймер» — комбинированный релиз этих кардинально разных фильмов стал значимым событием, породившим множество мемов и принесшим значительные кассовые сборы.
Этот случай послужил основой для маркетологов в Голливуде, и теперь термин «Барбигеймер» используется для описания успешного одновременного релиза несопоставимых фильмов. В этом году в ноябре появилась аналогичная ситуация с релизом мюзикла «Злая: Сказка о ведьме Запада» и продолжения «Гладиатор» под названием «Гладиатор-2». Мюзикл «Злая» стал третьим по кассовым сборам в американском бокс-офисе и восьмым мировом, собирая более $500 млн.
«Гладиатору», несмотря на большой интерес, собранный мемами о Римской империи и привлечением таких звезд, как Пол Мескал и Педро Паскаль, не удалось добиться высокой зрительской любви: по мировым сборам он занимает лишь 12-е место, а в США — 14-е.
Тем не менее длинный уикенд Дня благодарения стал рекордным для американского кино, благодаря также выходу мультфильма «Моана-2». За пятницу-воскресенье три фильма, наряду с другими релизами, собрали $414 миллионов.
Однако эти рекорды не способны скрыть общую стагнацию кинопроката. Причинами этого, помимо пандемии, стали забастовки сценаристов и актёров в прошлом году, из-за чего множество ожидаемых фильмов отложено до 2025 года. Даже текущие релизы должны собирать больше, чтобы компенсировать потери.
Пандемия кардинально изменила отношение студий к кинотеатрам и зрительские привычки. Практика одновременного выхода фильмов в кино и на стриминговых сервисах привела к тому, что многие зрители предпочли смотреть новинки дома. Несмотря на отказ от такого подхода, время проката значимо сократилось.
Теперь лишь самые яркие блокбастеры, особенно с эффектами, имеют шанс оставаться в кинотеатрах дольше месяца. К примеру, фильмы с записями величественного Колизея или зрелищными сценами становятся более привлекательными для проката.
В современном кинопрокате даже ожидаемым зрительским хитам необходимы большие сборы в первый уикенд. Иначе студии не позволят фильмам слабо стартовать и быстро отправляют их на стриминг.
Ярким примером этого является «Каскадеры», где ни захватывающие трюки, ни известные актеры Райан Гослинг и Эмили Блант не спасли ситуацию. Наиболее сложное положение в киноиндустрии наблюдается для среднебюджетных фильмов для взрослой аудитории, таких как серьезные драмы и умные комедии.
В первой десятке самых кассовых фильмов абсолютное преобладание занимают сиквелы и продолжения: «Головоломка-2», «Дэдпул и Росомаха», «Гадкий я-4», «Дюна: Часть вторая», «Моана-2» и другие. Исключением считается «Злая», но и она основана на популярном бродвейском мюзикле.
Это явное снижение по сравнению с предыдущим годом, когда успех «Барби» и «Оппенгеймера» вдохновил оптимистов на надежду, что Голливуд вновь начнет инвестировать в оригинальные идеи. Однако после забастовок и последующего кризиса, студии стали еще осторожнее, предпочитая делать ставку на уже знакомые зрителям истории и героев.
Зрители также стали более осторожными: они готовы тратить деньги на кино, если уверены в его качестве, тогда как новые проекты часто оставляют для стриминговых платформ. Напротив, небольшие и независимые картины, такие как «Претенденты» Луки Гуаданьино, не находят своего зрителя в прокате, что еще больше укрепляет стремление студий избегать рискованных решений.
Ярким примером провала стал «Присяжный номер-2» Клинта Иствуда, для которого студия Warner Bros. изначально планировала отправку на стриминг, но в итоге выделила лишь ограниченный прокат в 50 кинотеатрах по всей стране. Это, безусловно, мощная работа режиссера, которая в былые времена стала бы одним из основных событий года.
Неблагоприятная ситуация вызывает удручающие выводы. Несмотря на оптимистичные прогнозы для будущего года, в которые включены названия таких ожидаемых продолжений, как «Зверополис-2», «Аватар-3», «Миссия невыполнима-8» и новый «Парк Юрского периода», множество именитых режиссеров, не обладающих именем Кэмерона, и зрителей, ищущих смысл в кино, скорее всего, останутся исключительно в домашних условиях, ограничиваясь просмотрами на стриминговых сервисах.