Первый канал и Госфильмофонд России к Дню Победы предлагают зрителям уникальную возможность увидеть культовые советские фильмы о Великой Отечественной войне. В рамках акции «Кино Победы» 1tv.ru представляет 15 ключевых лент военного и послевоенного периодов.
Одним из примечательных фильмов является работа режиссера Фридриха Эрмлера и сценариста Бориса Чирскова, созданная в 1942 году. Эта картина отличается тем, что фокусируется не на боевых действиях, а на штабных совещаниях и обсуждении стратегий. Идея возникла после отражения наступления немецкой армии на Москву, но фильм был завершен только после Сталинградской операции.

Эрмлер и Чирсков активно обсуждали каждую деталь, переснимали сцены и переписывали сценарий, стремясь выразить напряжение военной мысли. Важно отметить, что наряду со сценами штабных переговоров, фильм включает настоящие кадры боев, снятые на Ленинградском фронте с участием солдат и техники. Для изображения немецких войск использовались пленные солдаты.
Первоначально фильм носил название «Генерал армии» и на первом Каннском кинофестивале в 1946 году получил «Первую международную премию», разделив ее с десятью другими картинами других стран.
В СССР коллектив, занимавшийся созданием мультфильма о Василии Теркине, был награжден Сталинской премией I степени. Режиссеры Виталий Сюмкин и Павел Шмидт выпустили четырехминутный мультфильм, который показывали в кинотеатрах во время Второй мировой войны. Сюмкин скончался в год выхода «Васи Теркина…» в Ленинграде. Композитор Венедикт Пушков, известный по музыке к ряду советских фильмов, также участвовал в создании этого проекта.
Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца» была впервые опубликована в 1942 году, хотя сам персонаж появился еще в 1939 году во время советско-финской войны. Идея о добродушном герое возникла в редакции газеты «На страже Родины», где работали художники и поэты, включая Вениамина Брискина и Самуила Маршака. Твардовский, являвшийся членом этой группы, написал предисловие к ряду фельетонов, что способствовало популяризации образа Теркина.
Некоторые фильмы, такие как «Профессор Мамлок» и «Гость», были сняты и изъяты из проката по политическим мотивам. При работе над лентой «Жизнь в цитадели» принимала участие «Фабрика эксцентричного актера» (ФЭКС), среди участников которой значились сценарист Леонид Трауберг и художник-постановщик Евгений Еней. После выхода фильма Трауберга обвинили в принадлежности к «антипатриотической группе буржуазных космополитов», что сделало его изгоем на несколько лет.
Картина основана на повести Льва Славина «Мои земляки» и была снята в Ташкенте. Борис Андреев, исполнивший главную роль, получил Орден Красной звезды, несмотря на то, что незадолго до съемок оказался в СИЗО за критику руководства. Согласно одной из версий, он избежал смертной казни благодаря заинтересованности Иосифа Сталина, который оценил его игру в фильме «Трактористы».
В главной женской роли «Два бойца» появилась супруга режиссера Вера Шершнева, которую критики сочли менее удачной. В фильме также сыграл Марк Бернес, сыгравший пулеметчика Аркадия. Именно этот фильм привнес в культуру такие популярные песни, как «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», исполняемые Бернесом. Хотя изначально не планировалось включать музыкальные номера, создание песни «Темная ночь» произошло спонтанно: Леонид Луков, столкнувшись с трудностями сцены, решил выразить чувства героя через музыку, что и стало ключевым моментом в фильме.
Композитор Никита Богословский быстро наиграл мелодию на рояле, а текст для нее написал Владимир Агатов. В срочном порядке был вызван тогда еще неподражаемый Бернес — запись состоялась в одну ночь, а на следующий день эпизод уже был отснят.
Сценарий к фильму «Беспокойное хозяйство» создал Евгений Петров, который, кстати, был братом Валентина Катаева и работал над сценарием самостоятельно. Главные роли в фильме исполнили Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Интересно, что между актерами разгорелся роман, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте; позже они оставили свои семьи ради совместной жизни.
Михаил Жаров не только сыграл одну из главных ролей, но и выступил режиссером, что стало его дебютом в этой роли. Его тогдашняя жена, Людмила Целиковская, сыграла главную женскую роль, а среди актеров был также Юрий Любимов, который стал известным худруком Театра на Таганке и пятим гражданским мужем Целиковской.
Михаил Пуговкин, сыгравший одну из своих первых ролей в этом фильме, на тот момент не достиг даже 20 лет, и его персонаж не был указан в титрах. Критики, в основном, встретили комедию с недовольством, указывая на «плохой вкус» и «безыдейность», однако зрители приняли ее с восторгом, особенно отметив песни Юрия Милютина и Анатолия Софронова, среди которых наиболее популярной стала «Сирень-черемуха».
В фильме также звучат известные военные песни: «Марш артиллеристов», «Дело не в этом, друзья», «Казак уходил на войну».
Композитор Тихон Хренников был удостоен Сталинской премии за музыку к фильму, в котором также звучит «Марш защитников Москвы» Бориса Мокроусова, ставший лейтмотивом документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой». Сценарий фильма написал Виктор Гусев, знаковая фигура, чей внук стал известным спортивным комментатором.
К сожалению, Гусев скончался до выхода картины, и его наградили Сталинской премией посмертно. В титрах указано, что фильм снят по произведению Константина Симонова «Русские люди», однако, не будучи рассмотренным среди сценаристов, многие считают, что его сценаристами выступили режиссеры.
Сюжет фильма отличается от пьесы 1942 года, добавляя новых персонажей и значительно увеличивая фокус на батальных сценах. Так, сам Пудовкин исполнил роль немецкого генерала, который отсутствует в оригинальной пьесе. Главные роли в фильме сыграли Николай Крючков и Мария Пастухова, которые были парой и в жизни.
Их брак распался в 1945 году, а для Пастуховой эта работа стала первой значимой ролью в кино. Также стоит отметить, что фильм основан на одноименной повести Эммануила Казакевича, его первом произведении на русском языке, после работы на идише, где он писал стихи и прозу и возглавлял театры и радиовещание в Биробиджане.
Повесть, основанная на личном военном опыте Казакевича, доносит через своих героев реальные судьбы. Лейтенант Травкин имеет прототип в лице Николая Ткаченко, а лейтенант Мещерский основан на Иване Мещерякове, который после войны стал известным разработчиком космических вооружений.
Сценарий к фильму «Звезды» был написан Павлом Фурманским в сотрудничестве с Казакевичем, который уже работал над экранизацией его произведения «Сердце друга». Фильм адаптирован по стихотворению Константина Симонова, написанному для его жены, актрисы Валентины Серовой.
Стихотворение «Жди меня» долго оставалось непринятым для печати, и только благодаря настойчивости попало в «Правду» после отказов от нескольких изданий. Сам Симонов прочитал его по радио в декабре 1941 года, и оно быстро стало популярным среди солдат, которые записывали его от руки.
Сценарий для картины, также созданный Симоновым и Александром Столпером, включал роль Серовой, которая исполняет не песню «Жди меня», а «Романс Лизы» и «Застольную». Тексты песен написаны самим Симоновым и Андреем Апсолоном, актером, сыгравшим раненого стрелка.
Также интересен персонаж Михаила Вайнштейна, чей прообраз, по словам Симонова, — фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн, близкий друг писателя.
В произведениях Константина Симонова «Живые и мертвые» и «Двадцать дней без войны» появляется персонаж Вайнштейн-Бернштейн, изображенный как фотокорреспондент Кулаковский. Он запоминается как один из наиболее смелых представителей своей профессии, что, безусловно, вдохновляет.
История, основанная на романе Симонова и любовных отношениях с Валентиной Серовой, стала основой для проекта «Любовь Советского Союза», который был экранизирован в 2024 году и затем представлен в сериале на Первом канале. В фильме уделяется внимание созданию программы «Жди меня» и процессу съемок.
Легендарный летчик Валерий Чкалов стал центральной фигурой в одном из первых художественных фильмов известного режиссера Михаила Калатозова, которому удалось добиться международного признания и получить Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Эта лента, рассказывающая о feats Чкалова, подарила всесоюзную популярность актеру Владимиру Винокурову.
В фильме также приняли участие Аркадий Райкин, сыгравший американского журналиста, и Марк Бернес, исполнивший роль комментатора на авиапараде.
Запоминающейся сценой фильма стал пролёт под Троицким мостом, где летчик Евгений Борисенко неоднократно выполнял этот трюк, хотя его имя не было указано в титрах. Сценарий к фильму подготовил Георгий Байдуков, второй пилот в историческом перелете Чкалова из СССР в США, что добавляет дополнительную ценность к художественному произведению.
Фильм «Валерий Чкалов» ознаменовался исполнением роли Байдукова Петром Березовым. Произведение Валентина Катаева, впервые опубликованное в 1945 году, представляет собой первое художественное описание войны глазами ребёнка. За эту повесть Катаев был удостоен Сталинской премии.
Сразу после публикации многие читатели увидели в образе Вани Солнцева автобиографические мотивы, однако автор настаивал, что герой является собирательным образом. Главную роль в фильме сыграл Юра Янкин, который вырос в детском доме и, благодаря кинопроекту, после войны нашёл своего отца. В 1981 году журнал «Костер» сообщал, что гвардии полковник Янкин разыскивал сына и обнаружил его на экране городского кинотеатра.
Хотя карьера Юры в кино не продолжилась, он всё же остался связанным с индустрией в качестве техника на Киевской киностудии художественных фильмов.
Фильм был создан на основе «репетиционного киноспектакля» 1946 года, являющегося сценической адаптацией романа Александра Фадеева. Однако премьера вышла с изменениями, внесёнными под давлением партийных чиновников, включая Иосифа Сталина. В «Молодой гвардии» свои первые значимые роли сыграли будущие звезды советского кино, такие как Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Георгий Юматов и Вячеслав Тихонов, а также Клара Лучко и Сергей Бондарчук. На съёмках в Краснодоне, где происходили реальные события, по которым была написана книга, родители молодогвардейцев активно помогали кинематографистам.
В начале 1960-х годов новые исторические данные привели к перемонтажу фильма в 1964 году. Обнаружилось, что Виктор Третьякевич, который был прототипом подкрепленного героя Евгения Моргунова, не был предателем, поэтому его персонаж получил новое имя, а сцены с его участием были переозвучены и перемонтированы.
Также стоит отметить, что данный фильм стал первым советским произведением, удостоенным премии Американской академии киноискусства «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».