Кэндзо Такада: развитие японской моды

Мар 3, 2024 / 00:48

В конце февраля этого года мир праздновал 85-летие Кэндзо Такады, которого известного как создателя марки Kenzo и выдающегося модельера.

Журнал «Ъ» осветил жизненный путь одного из наиболее известных представителей японской культуры в наше время.

Кэндзо Такада: развитие японской моды

Путь этот был далеко не простым, но, кажется, наполненным радостью и настоящим счастьем.

Кэндзо Такада прожил долгую жизнь, 81 год, посвятив практически все свое время любимому делу.

Когда в осеннем сезоне 2020 года он ушел из жизни, мало кто остался равнодушным к его уходу, даже те, кто далек от мира моды, не могли не откликнуться на эту утрату, ведь с Кэндзо Такадой уходил один из самых уникальных и вдохновляющих модельеров современности.

И хотя каждый успешный представитель индустрии моды и бизнеса, к которому можно отнести и Такаду, по своей сути уникален, следует признать, что Кэндзо был по-настоящему неординарной личностью.

Среди других модельеров он был тем, кто первым внес в высокую моду сознательно японские мотивы, и одним из первых модельеров, не просто проводивших эксперименты, но, возможно, строящих свое искусство на этом стремлении к новаторству.

Более того, он положил начало популярности японских дизайнеров, представив миру таких талантливых личностей, как Ёдзи Ямамото, Рей Кавакубо и Иссэй Миякэ.

Кроме того, он был одним из первых, кто рассматривал моду как доступную искусство, доступное каждому, а не только элите, что похоже было вызвано его собственными корнями, удаленными от аристократизма.

Кэндзо Такада родился 27 февраля 1939 года в городе Химедзи. Его место рождения не было провинциальным, ведь за 10 лет до его появления на свет Химедзи едва не стал столицей Японии, власти серьезно обсуждали возможность переезда столицы из Токио именно в Химедзи.

Семья Кэндзо была не богатой, но зажиточной. Владение отцом приличной гостиницей обеспечивало им приемлемый уровень жизни. Каждый из пятерых детей имел свои интересы и предпочтения.

Как последний ребенок в семье, Кэндзо, еще с детства, мечтал о карьере в модной индустрии. Его старшие сестры увлекались модой и журналами, что сыграло роль в формировании его страсти к этой отрасли. Кэндзо ясно осознал, что его призвание - мода. Однако его выбор вызвал недовольство у родителей, которые надеялись на более традиционную карьеру для сына.

В конечном итоге, чтобы не расстраивать своих родителей, молодой человек поступил на факультет японской литературы и филологии в Университете Кобе. Однако через короткое время он осознал, что его истинное призвание в другом.

В 1957 году он решил бросить университет и переехал в Токио, где стал одним из первых студентов-мужчин Колледжа моды Бунка. Это решение оказалось правильным, и молодой дизайнер начал добиваться успеха. Через два года после поступления в колледж, он получил диплом и престижную премию от модного журнала «Соэн» за первое место в конкурсе моды.

Токийский универмаг «Санаи» предложил ему работу главным модельером, что открыло перед ним массу новых возможностей. Однако национальное признание пришло к нему неожиданно. Оргкомитет токийской Олимпиады 1964 года обратил внимание на его талант, что послужило началом мировой славы.

Кэндзо стал известным дизайнером, чьи работы оценивались на международных показах. Его творчество вдохновляло многих, и он стал символом успешного становления в индустрии моды. Родители, в конечном итоге, гордились достижениями своего сына, понимая, что он нашел свое истинное призвание и добился в этом успеха.

Кэндзо стал примером того, как воля и страсть могут привести к покорению вершин и достижению признания в мире моды.

Однажды Кэндзо Такада был вынужден покинуть свой дом, который был снесен, чтобы освободить место для нового строения. Ему выплатили компенсацию в виде арендной платы за год, и этой суммы оказалось достаточно, чтобы он осуществил свою давнюю мечту — путешествие в Париж.

В 1964 году, планируя свою поездку, Такада рассчитал, что ему хватит денег на полгода пребывания во французской столице, если он будет очень экономить. Он выбрал самый дешёвый способ путешествия — пароход, который следовал из Токио в Марсель с остановками в различных портах.

Прибыв в Париж, Такада заселился в скромной комнатке на Пляс-де-Клиши за 9 франков в день. Несмотря на свой акцент, который он так и не смог полностью избавиться с детства, он свободно говорил по-французски, что помогло ему завести друзей и найти работу. Планируя пребывание в Париже на полгода, он вскоре забыл о сроках, увлеченно занимаясь созданием эскизов платьев.

Его талант был быстро замечен, и он был принят на работу к Луи Феро, известному молодому модельеру. К 1970 году у Такады накопилось достаточно средств, чтобы осуществить свою мечту о собственном бизнесе. Он открыл магазин готовой одежды в Galerie Vivienne, скупая самые дешевые материалы на местном рынке.

Однако на оплату аренды места и закупку материалов у него оставалось весьма скромное количество денег. Когда всё необходимое было приобретено, у японского дизайнера платьев в Париже снова не осталось денег. Таким образом, начался путь Кэндзо Такады к завоеванию мира моды, начавшийся с мечты о поездке в Париж и закончившийся созданием собственного успешного бизнеса.

Пришлось отправиться на свою родину. Японские друзья собрали небольшую сумму, на которую ему хватило, чтобы создать свою первую коллекцию прет-а-порте. Магазин сразу же стал популярным.

Уже через несколько месяцев к нему стали обращаться (и получать отказ) американские туристы, желающие заказать оптовые партии его костюмов. И вот через несколько месяцев магазину потребовалось найти новое помещение, более просторное. И вот тогда он получил подтверждение своего успеха.

Его произведения попали на обложку парижского Elle, а его платья были представлены в американском Vogue. Именно в это время Такада осознал, что допустил ошибку, назвав магазин Jungle Jap. Он придумал это название сам для себя в Париже в молодые годы, называя себя Японцем. Название «Япошка из джунглей» не вызывало недовольства во Франции, но слава Кэндзо уже распространилась за пределы страны.

В 1972 году его работы были представлены в США, в Мэйсис. И вместе с этим стали появляться публичные призывы сменить название магазина. «Я осознавал, что название может быть воспринято как уничижительное, но думал, что если я буду делать все хорошо, то все будет хорошо», — рассказывал он газете The New York Times.

Несмотря на давление (в Нью-Йорке определенная общественная организация даже пыталась через суд запретить бренд Jungle Jap), Кэндзо оставался верен своему принципу делать то, что нравится ему, а не то, что от него требуют. «Мне говорили, что японцу практически невозможно добиться успеха как дизайнеру в Париже, — вспоминал Кэндзо. — Когда я открыл свой магазин, я решил, что не имеет смысла копировать французских дизайнеров, потому что мне было невозможно с ними конкурировать.

Он начал делать все по-своему, чтобы выделиться, показать свою уникальность. Открывшись желанию быть отличным, он игнорировал общепринятые законы моды, не боясь нарушений, несмотря на то, что они казались непреложными, как законы природы.

Исследователи отмечают, что теперь этот метод стилизации известен как «увидел — купил» и стал неотъемлемой частью мира моды лишь спустя 45 лет после того, как его в сущности представил Кэндзо Такада. При этом его революционную идею он осуществил практически случайно: «Я не задумывался о «увидел — купил», мне просто казалось логичным показывать весеннюю коллекцию весной».

Он также придумал устраивать показы своих коллекций прет-а-порте в самый разгар Парижской недели моды. Эти показы до сих пор вспоминаются. Один из них состоялся в цирковом шатре. Модели проходили по подиуму на лошадях в прозрачных нарядах, а сам дизайнер занимал центральное место, сидя на слоне.

Однако Кэндзо Такада был достаточно искусен, чтобы различать законы — сознательные или природные, — которые можно нарушить, и которым нужно следовать. Ведь он был не только дизайнером, но и предпринимателем.

Бизнес Кэндзо Такады постепенно стал известен во всем мире. После выхода на подиум в Нью-Йорке он решил переименовать свой бренд. Он не долго думал. Если в «Jungle Jap» кто-то мог увидеть оскорбление, то в его новом имени, согласно создателю, никто не мог. Так в 1976 году Jungle Jap уступил место Kenzo. Бренд, который, по словам создателя, стал самым популярным в мире к концу 1970-х.

Бизнес Такады развивался, сочетая принципы мировых трендов и законов.

В 1993 году он решил продать свой бизнес влиятельному модному конгломерату LVMH, известному своим портфолио успешных и уникальных брендов. После продажи Кэндзо оставался в компании на некоторое время в качестве художественного директора Kenzo, однако со временем его интерес к этой деятельности постепенно угасал. Наконец, в 1999 году он окончательно попрощался с брендом Kenzo. В последующие годы его часто спрашивали о его решении покинуть компанию, возможно ли в нем было разочарование или даже злость по поводу того, каким образом другие развивали.

В 2005 году бывший владелец бренда Kenzo подал в суд на новых владельцев бренда, требуя роялти за использование его имени суммой в $24 миллиона. Однако фактические детали о том, сколько он получил, остались неизвестными, поскольку стороны решили уладить спор вне суда.

В 1999 году численность сотрудников Kenzo составляла всего 60 человек, и несмотря на уход из компании, Кэндзо Такада не планировал завершать карьеру. Он стремился заниматься тем, что любил. После ухода из Kenzo он провел отпуск, после чего вернулся к работе, фокусируясь скорее на декоративном искусстве, чем на моде.

В 2005 году он основал новый бренд под названием Gokan Kobo («Мастерская Чувств»), занимаясь созданием мебели, посуды и предметов для дома. Кроме того, он возобновил свое увлечение живописью, создавая серию автопортретов. Ему было предложено разработать форму строевой формы для олимпийской сборной Японии, а также создать костюмы для постановки оперы «Мадам Баттерфляй» в Токийской опере.

Награды, которые ему были присуждены в последующие годы, включали японскую медаль Почета с пурпурной лентой в 1999 году и звание рыцаря Почетного легиона Франции в 2016 году.

Кэндзо Такада, известный как Kenzo, умер от осложнений, вызванных COVID-19, в 2020 году. Его смерть произошла на Парижской Неделе моды, привлекая внимание журналистов и публики. История жизни и работы Кэндзо Такада продолжает жить в его наследии и вкладе в мир искусства и моды.

По материалам: www.kommersant.ru