Казань несколько дней была центром театральной культуры благодаря фестивалю «Золотая маска». Это событие стало знаковым для города, организаторы стремились максимально вовлечь местное население.
В Национальной библиотеке прошла выставка «Театр начинается с афиши», и посетители могли участвовать в мастер-классах и лекциях. Улица Баумана превратилась в сцену, где артисты исполняли трюки, танцевали и пели, погружая горожан в атмосферу театра.

Церемония награждения лауреатов прошла в современном здании Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, открытого в начале года. Председатель Союза театральных деятелей Владимир Машков отметил, что внимание, которое министерство культуры Татарстана и местные власти уделяют театру, вдохновило его выбрать Казань для проведения церемонии.
На фестивале было вручено 38 наград. Башкирский театр оперы и балета стал рекордсменом с шестью «Золотыми масками», среди которых выделяются награды за спектакль «В ночь лунного затмения». В этом спектакле артистка Любовь Буторина получила приз за «лучшую женскую роль», а Василий Ефимов — за «лучшую мужскую». Екатерина Малинина была отмечена за работу в области сценографии и дизайна костюмов. Также наградой за лучшую мужскую роль в балете «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» удостоился Сергей Бикбулатов из уфимского театра. Владимирский драмтеатр был отмечен двумя премиями за лучшую постановку «Черные доски» и за режиссуру Владимира Кузнецова.
Одним из самых запоминающихся лауреатов премии «Золотая маска» стала актриса Ольга Телякова, работающая в челябинском Молодежном драмтеатре. Она была награждена за лучшую женскую роль за её исполнение Акакия Акакиевича в постановке «Петербургские повести». В рамках церемонии также была вручена новая специальная премия «Маэстро», учрежденная дирижером Валерием Гергиевым, которую получил Самарский оперный театр за постановку «Мастера и Маргариту».
Также особое внимание заслуживает премия президента «Золотой маски» «за мужество и преданность профессии», которую вручали Хабаровскому краевому музыкальному театру. В октябре театру пришлось столкнуться с пожаром, и артисты стояли перед выбором: покинуть свой театр или остаться верными ему. Они проявили мужество и решимость, выбрав оставаться вместе.
Министр культуры Хабаровского края Дмитрий Кузнецов напомнил о положительном ответе президента Владимира Путина на обращение о выделении средств на новое здание театра. Худрук театра Никита Туранов выразил благодарность Вахтанговскому театру за поддержку в трудные времена, когда они предоставили сцену для выступлений. Туранов отметил, что поддержка других театров во всей стране впечатляет, и надеется на скорое появление собственного дома у Хабаровского музыкального театра.
Владимир Машков, вручая специальный приз «за мужество и верность профессии» Хабаровскому театру, отметил, что уже четыре города выразили готовность принять «Золотую маску» в следующие годы. Таким образом, театральное братство продолжает поддерживать друг друга, демонстрируя силу и единство искусства в России.
В новом сезоне награждения «Золотой маски» изменится структура номинаций: индивидуальные награды за лучшие мужскую и женскую роли будут упразднены, вместо этого будет оцениваться качество спектаклей в пяти жанрах.
По словам Владимира Машкова, «театр — дело коллективное», и именно эта философия должна лежать в основе новых правил. Он отметил, что работа в жюри — сложная и ответственная задача, так как уровень представленных спектаклей колебался от высококлассных до вызывающих вопросы. При этом зритель все равно проявляет интерес к театру, что подтверждается полными залами.
В этом году удивили зрителей постановки «Журавль и цапля» от Большого театра кукол из Санкт-Петербурга и спектакль о Пушкине «Черная речка. Кукольная дуэль» от театра «Петрушкина слобода». Отметил Машков и новые имена в театральной среде, такие как режиссер Владимир Кузнецов с его работами «Отцы и дети» и «Черные доски», а также Полину Агурееву с «Соборянами» и Олега Юмова с «Халхин Гол. Тангариг».
Впечатления от поездок по регионам также были позитивными, особенно от театра «Бенефис» в Ельце и Казанского театра русской драмы имени Качалова, которые продемонстрировали высокий уровень исполнения.
Вводимые изменения в награде «Золотая маска» обещают быть масштабными, но важно, чтобы при их реализации сохранялась искренность и неангажированность критерия оценки спектаклей. Это позволит учитывать художественные ценности, независимо от предпочтений экспертов.
Решение жюри не присуждать наград за лучший спектакль в балете и современном танце отражает текущее состояние обоих жанров в стране. При взгляде на список номинантов жюри не могло ошибиться, хотя прошлый сезон был богат событиями.
Большой и Мариинский театры вернулись в активную творческую жизнь, показав спектакли, которые выходят за пределы профессионального признания, такие как «Буря» Вячеслава Самодурова и «Пиковая дама» Юрия Посохова.
В конкурсе также была представлена другая работа Самодурова - «598 тактов», где хореограф совместил танец с музыкой Карла Филиппа Эммануила Баха, создавая истории, актуальные и для нашего времени. Спектакль получил признание, и его исполнение в Театре балета имени Якобсона в обеих столицах было высоко оценено, а также присуждена награда за лучшую хореографию.
Тем не менее, этот балет не стоит в одном ряду с «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» Башкирского театра и «Сияющим камнем» театра «Саха Опера Балет» из Якутска, каждый из которых тоже получил награду. Жюри отметило выдающееся исполнение Сергея Бикбулатова и его работу в сентиментальной эстетике «Рахманинова». В «Сияющем камне» награда досталась Марии Кузьминой за женскую роль.
Также Нижегородский театр оперы и балета был удостоен награды, наряду с Большим театром, который представил «Пиковую даму» в исполнении композитора Юрия Красавина.
На завершившемся фестивале были оглашены названия победителей, среди которых выделилась работа, получившая награду. Однако дирижер Федор Леднев, создавший музыку для произведения Красавина, не оказался в числе номинантов. Члены жюри работали в едином шаге, несмотря на разногласия в предпочтениях, создавая атмосферу сплоченности в театральной семье.
Тем не менее, жюри сталкивается с недостатком информации от экспертного совета. На этот раз лонг-лист не смог продемонстрировать весь потенциал представленных спектаклей и актерских работ, что могло повлиять на остроту конкурса. Очень жаль, что многие замечательные спектакли и творческие достижения остались за пределами нашего выбора.
Важно отметить, что не все театры привезли свои лучшие работы в Москву, и нам даже приходилось выезжать в Петербург и Астрахань для знакомства с их предложениями. В регионах нередко происходят захватывающие художественные события, способные расширить наше восприятие.
Хотя на этот раз я не могу выделить прорывных спектаклей, возможно, они были вне шорт-листа. Признание оперного театра в Уфе, награжденного за спектакль «В ночь лунного затмения», стало знаковым моментом, так же как и успех спектакля «Не только любовь» от Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Евгения Писарева и Феликса Коробова.
Также заслуживает упоминания «Мадам Баттерфляй» от «Геликон-оперы» под руководством Дмитрия Бертмана, удостоившегося награды за вклад в оперное искусство, и высококачественные балетные постановки, такие как «Сияющий камень» в театре Республики Саха. Фестиваль открыл новые имена и художественные концепции, что обогащает современное российское искусство.
Уфимский театр представил балет «Симфония длиною в жизнь», который основан на музыке и биографических аспектах Рахманинова. Режиссер Слава Самодуров вновь подтвердил статус одного из ведущих хореографов страны, а его работа «598 тактов» в Театре имени Якобсона стала ярким примером этого.
В мюзиклах выделилось «Айсвилль» под руководством Евгения Загота, который продемонстрировал ансамблевое исполнение и потребовал высокого уровня вокального мастерства от артистов.
Также стоит отметить спектакль «Восемь женщин» Красноярского музыкального театра, выполненный с изяществом, юмором и самоиронией.
Классическая оперетта «Баядера» от Свердловского театра музкомедии еще раз продемонстрировала, что, без изменений в драматургии, великолепная музыка таких мастеров, как Кальман и Легар, может исчезнуть с наших сцен, что было бы огромной утратой.
Что касается наград «Маска», то с будущего сезона ожидаются изменения: номинации будут отстранены. Это решение вызывает сомнения, так как музыкальные спектакли создаются на основе единства и противостояния, и важно, чтобы новые таланты, такие как Шаляпин или Светланов, не остались незамеченными. Награждение театральных деятелей важно для них, это подчеркивает признание и ценность их труда.
Евгений Евтушенко однажды заметил, что в России поэт - это больше, чем просто поэт. То же можно сказать и о театре. Это стало результатом двух столетий развития театрального искусства. Фестиваль демонстрирует все аспекты театральной жизни страны и объединяет театральное сообщество, что особенно актуально в условиях сокращения гастролей.
Проведение финальной церемонии в Казани является замечательной идеей, способствующей единению культурных центров, которые были бы рады провести «Золотую маску» в своих стенах в будущем.