Картина Джонатана Глейзера «Зона интересов» - победитель премии «Оскар» 2024

Мар 19, 2024 / 19:58

В ходе недавней церемонии вручения премии «Оскар» за 2024 год картина Джонатана Глейзера под названием «Зона интересов» стала обладателем двух престижных статуэток: за лучший фильм на иностранном языке и за лучший звук. Глейзер сумел представить зрителям нечто новое в бесконечно обсуждаемой теме Холокоста, не включая в свою работу ни одной сцены насилия или изображения трупов.

«Зона интересов» - это фильм, который рассказывает о банальности зла, описанной Ханной Арендт как «ужасающая нормальность» под властью бесчеловечных законов. В центре сюжета находится задумчивый и образованный Рудольф (сыгранный Кристианом Фриделем), у которого большая любящая семья: жена Хедвига (в исполнении Сандры Хюллер) и пятеро детей. Рудольф, отец и муж, умудряется обеспечивать своих близких благополучием благодаря высокому доходу, который позволяет ему содержать уютный дом с персоналом, бассейном и большим садом. Еженедельные пикники на берегу речки, поездки на байдарке и чтение детям на ночь сказок - все это создает иллюзию счастливой жизни.

Картина Джонатана Глейзера «Зона интересов» - победитель премии «Оскар» 2024

Однако в реальности Рудольф - комендант лагеря смерти Освенцим. Фильм «Зона интересов» является свободной экранизацией одноименного романа Мартина Эмиса, в котором каждая глава посвящена определенному персонажу, и присутствует лирическая линия. Однако режиссер Глейзер сфокусировался на одном потрясающем факте: семья коменданта Рудольфа Хёсса проживала буквально рядом с ограждением концлагеря. Они могли бы выбрать другое место для жизни, но предпочли дом возле места страданий, где детей не огорчал шум собачьего лая, выстрелы и крики обреченных людей.

«Зона интересов» - это фильм, который заставляет зрителей задуматься о природе зла, о границе между нормой и ужасом, о поисках истины в истории человечества. Он показывает, что порой самые ужасные вещи происходят не от чистого злого намерения, а от безразличия, от привычной нормы. Этот фильм ставит сложные вопросы, не предлагая простых ответов, заставляя зрителей сопереживать персонажам, чья жизнь переплетается с трагедией.

Все это делает «Зону интересов» произведением искусства, которое вызывает дискуссии и оставляет глубокий след в сердцах тех, кто решает взглянуть на истину в глаза.

Чтобы избежать того, чтобы пепел из трубы крематория по ошибке не принимали за снег, владелец крематория Хёсс решает улучшить производственный процесс. Ему предлагают новую модель печи, способную работать без простоев в круглосуточном режиме. Она оснащена камерами, вращающимися по кругу, чтобы охлаждаться поочередно. Фирма, которая до войны производила обычные печи и домны, подстроилась под требования заказчика, чтобы выпустить такую инновационную модель.

Начальство ценит Хёсса за его умение организовывать работу эффективно, а комендант рад сообщениям о поставках евреев для лагерей смерти из Венгрии. Нет никаких признаков ненависти к жертвам, погибшим в Освенциме, у Хёсса. Для него они не считались людьми, так же как и он сам не рассматривал себя как человека.

Настоящий Хёсс, повешенный после войны у своего крематория, отказывался чувствовать себя убийцей: «Надо подчиняться фюреру, а не говорить философские рассуждения». В фильме Хёсс старается совершенствовать процесс работы конвейера, но не слышит криков и выстрелов, так как это уже прошлое. По сюжетным законам, члены семьи коменданта должны пережить прозрение. Обычно это происходит, когда они сталкиваются с реальностью. В семье Хёсса все, включая детей, осознают и принимают законы системы. Кризис наступает не из-за осознания, а из-за угрозы потери привилегий, например, при переводе Рудольфа с повышением.

Жизнь Хедвиги Хёсс, женщины патриархальной семьи, наполнена несправедливостью и сложностями. Она близка к истерике, волнуясь за своего мужа, который становится генеральским. Хедвига считается «королевой Освенцима» и выращивает красивый сад, но внутри ее бушуют неспокойство и сомнения.

В то время как ее подруга Сандра Хюллер пользуется все большей популярностью как актриса, Хедвига чувствует себя все более одинокой и непонятой. Как дочь уборщицы, она борется за свое место в обществе, но чувствует, что ее происхождение и менталитет тянут ее назад. Она с трудом находит свое место среди генеральских жен, сталкиваясь с их высокомерием и непониманием.

Несмотря на внешнюю грубость, Хедвига не поклонница расовой гигиены. Она стремится защитить свои достижения и завоевания, среди которых ее сад, который символизирует ее стремление к красоте и свободе. Ее мама, женщина скромного происхождения, изначально не понимает стремлений и идеалов дочери, но со временем осознает их ценность. Встречи с заключенными и глубокое понимание их страданий меняют взгляд мамы на жизнь и отношения.

Имоген Хогге, играющая роль мамы, представляет типичное мышление своего времени, но под воздействием новых обстоятельств и встреч демонстрирует изменчивость и способность к принятию нового. Раскол общества, его предвзятость и ограничения преодолеваются через взаимопонимание и принятие. Внешние различия и предвзятость уступают место пониманию и состраданию, открывая новые грани человеческих отношений и морали.

Хедвига и ее мать находят новый путь к доверию и взаимопониманию, открывая для себя смысл жизни и истинные ценности. По мере развития сюжета герои проходят через перемены и преодолевают свои страхи и предрассудки, обретая новую глубину и понимание. Новые возможности и перспективы открываются перед ними, позволяя переосмыслить свое место в обществе и ценности, которые на самом деле важны.

В итоге, Хедвига и ее мать находят свое внутреннее равновесие и гармонию, осознавая, что настоящее счастье и свобода находятся в понимании и принятии друг друга.

Хедвига не собирается уезжать из своего уютного уголка, несмотря на перевод мужа на службу. Для нее важнее быть дома с детьми, чем следовать за супругом. Они обнаружили свой собственный рай, а война, по-видимому, скоро закончится. Хедвига, по всей видимости, не учитывает возможности полного исчезновения от евреев в будущем. Она, вероятно, не возражала бы, если бы их место заняли поляки или русские.

Одна из жен офицеров, тоже получающая пакеты с небольшими подарками через забор, на днях рассказывала, что нашла бриллиант в тюбике с зубной пастой. Теперь она заказывает больше тюбиков.

Фашист – это не только человек в форме, который выступает оратором с трибуны. Это означает приспособиться к тоталитарной системе, найти в ней свою выгоду и верить в свои «законные» права на нее.

Фильм «Зона интересов» представляет собой тихое и безэмоциональное кино. Минималистичные интерьеры и сдержанные цвета кадров окружают зрителя. Однако особую роль играют не только музыка, но и звуки, шумы и вибрации. Фильм оставляет тревожные ощущения даже в повседневных сценах, постоянно напоминая о нечто за пределами кадра.

Обычно режиссер пытается сделать сюжет интересным для широкой публики, красиво упаковывая серьезные темы. Однако режиссер Глейзер выбрал другой путь, очищая историю от лишней драмы и увлекательности. В фильме нет сильных монологов или любовных интриг – только скучная рутина, семья, сад.

Для съемок фильма была создана точная копия резиденции Хёссов, а на территории разместили полсотни камер. Команда съемки находилась за пределами площадки, сами актеры не знали, когда камера на них направлена. Показ рутины посредством режима реалити-шоу – это редкость в кино, но оказалось, эффективным способом передать скучность.

Дважды в фильме появляются черно-белые кадры: ночь, польская девочка оставляет яблоки для заключенных; главный герой, приходя с работы, занимается своими делами. Режиссер Глейзер говорит, что его фильм не о прошлом и не стремится вернуться к событиям Холокоста. Это картина о будущем.

В завершении уборщицы безразлично убирают в музее Освенцима: витрины с вещами заключенных, газовые камеры. Они также, как и другие, научились игнорировать все, что не касается их работы. Банальность зла проявляется через повседневность и выполнение повседневных задач.

По материалам: argumenti.ru