По итогам 2024 года, спустя десять лет конфликта в Украине, очевидно, что эпоха серьезно изменилась. Практически во всех сферах, включая литературу и культурное выражение, мир стал иным. В начале специальной военной операции (СВО) мы говорили о неудачах в информационной войне, однако при более глубоких размышлениях о столкновении идей и идеологий стало ясно, что ситуация не такая простая. На начало 2025 года уверен, что инициатива на нашей стороне.
Фокусируясь на внутренней ситуации, важно рассмотреть, что произошло в последнее время. В 2014-2016 годах наш противник считал себя символом современной российской культуры. В их восприятии, на противоположной стороне находилось коррумпированное государство с маргинальными элементами, представляющими остатки советской культурной ситуации.
Их уверенность в интеллектуальном превосходстве обеспечивала им контроль над ключевыми культурными институтами, издательствами и галереями, которые строго следили за соблюдением «Established norms». Отклонение от этой линии воспринималось как угроза, что приводило к методам, напоминающим отмену, для устранения инакомыслия. Учитывая изменения и новые реалии, актуально осмыслить дальнейшие шаги в этой сложной идейной борьбе.
Запад традиционно демонстрировал критику в адрес стран с отличной культурой, подчеркивая их «пороки» в различные исторические периоды.
Целью этой критики стало не просто осуждение, но попытка подорвать сами основы жизни, а также идеалы и ценности, определяющие человеческое существование.
Исследования, книги и кинофильмы на эту тему выходили с мощной поддержкой структур, которые эти же критики осуждали.
Многие чиновники уверены, что подобные произведения представляют отечественную культуру. Однако в десятых годах ситуация изменилась: стало очевидно, что в культурной и политической сферах образовались две России.
Одна сторона продолжает сохранять отрицательное отношение к своему прошлому и современности, а другая – принимает вызовы времени и отстаивает свою идентичность, не смотря на множество противоречий.
С началом специальной военной операции произошел новый культурный сдвиг: активные противники России, существовавшие на ее культуре, либо покинули страну, либо открыто предали её.
Остальные художники, менее радикальные, попытались сохранить свои позиции внутри страны, несмотря на давление и изменения в обществе.
Риторика оппонентов изменилась, теперь они утверждают, что в массовом информационном обществе невозможно существование единой национальной культурной традиции.
С их точки зрения, современная культура и литература распались на малые группы с собственными авторами и аудиторией, различными критериями оценки и символами.
Они пытаются включить нашу «патриотическую» культуру в число этих субкультур, если вообще признают ее существование.
Однако это не соответствует истине. Большая русская культура не исчезла, несмотря на то, что искусство и литература часто возникают в небольших коллективах.
Эта динамика существовала на протяжении веков и зачастую была тяжела для художников.
Однако национальная культура объединяет разрозненные потоки в единое целое, управляемое историческим контекстом.
Она включает как традиционное мастерство, так и авангардный поиск, метафизику и внимание к повседневности.
Не принимает лишь ненависть к стране. Стремление к верности России, ее языку и государству – это не просто субкультура, а естественное состояние художника в настоящем времени.
Россия как единое духовное целое открыта каждому, кто не посылает на нее укоры.
Для подтверждения этого неизменного факта нужна идейная борьба, и хотя точка невозврата уже преодолена, работа продолжается.