Итоги театрального сезона и вклад провинциальных театров

Июн 29, 2025 / 20:06

В последний день июня вполне уместно подвести итоги театрального сезона, особенно с учетом недавно прошедшей церемонии награждения «Золотой маски» — главной театральной премии России. В этом году премия была вручена впервые вне столицы и практически без участия московских театров. Это стало настоящим событием, особенно для провинциальных театров, как, например, драматического театра из Владимира, который был удостоен награды за лучший спектакль «Черные доски», а также за лучшую режиссуру, которую получил Владимир Кузнецов.

Учитывая, что театр пережил пожар, его способность не только выживать, но и признаваться на уровне таких престижных наград, заслуживает искреннего восхищения. Отдельно стоит отметить директора театра, Бориса Григорьевича Гунина, который смог удержать коллектив в трудные времена и продолжил выпускать значимые спектакли.

Итоги театрального сезона и вклад провинциальных театров

На «Золотой маске» стало очевидно, что в Москве театральная жизнь не радует значительными событиями: в драматургии главными наградами были отмечены антрепризные спектакли, а в опере лучшим стал спектакль «Не только любовь» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, который действительно отметился удачной постановкой.

Тем не менее, присутствие на сцене сплошного антрепризного репертуара является тревожным сигналом. Нельзя не заметить, что театр в Москве стал менее привлекательной темой для обсуждения, а интерес зрителей значительно снизился. Возможно, такая ситуация открывает новые возможности для провинциальных театров, которые могут получить больше внимания и признания на уровне федеральных наград.

Всего этого не стоит воспринимать как обиду на Москву, так как в столице есть свои уникальные театральные награды и недостатка в театральных событиях там нет, хотя и отсутствие всплесков интереса также бросается в глаза.

Спектакль «Роман» в Театре Российской Армии по «Мастеру и Маргарите» Булгакова привлек много внимания благодаря аншлагам, что для такого крупного театра является значительным успехом. Режиссер Александр Лазарев явно серьезно подходит к своей работе. С большим ожиданием зрители ждут премьеру «Визита старой дамы» с участием Богдановой и Домогарова.

Особое внимание уделяется назначению Владимира Панкова худруком Ленкома Марка Захарова. Это решение кажется вполне обоснованным, и многие надеются на высокое качество премьер под его руководством.

Лично меня интересуют спектакли в театрах имени Моссовета и Вахтангова, где идут постановки, которые стоит увидеть. Театр имени Вахтангова выделяется своим уникальным коллективом и постоянной активностью. Недавно прошли обсуждения о спектакле «Повесть о Сонечке» Вячеслава Наставшева, а также настоятельные рекомендации о просмотре постановки о Ландау, созданной Анатолием Шульевым, который также является главным режиссером театра. В Вахтанговском театре царит атмосфера творчества и жизни, что так необходимо в наше время.

В Театре Моссовета, под руководством Евгения Марчелли, состоялась замечательная адаптация «Женитьбы» Гоголя, которая привлекла внимание как молодых, так и опытных актеров. После периода скандалов театру позволили работать в спокойной атмосфере, что положительно сказалось на его репертуаре.

Однако иногда возникают странные инициативы, такие как объединения театров или требование продажи билетов по паспортам, что иногда вызывает недоумение у зрителей.

МХТ имени Чехова объявил о предстоящих премьерных спектаклях, среди которых «Гамлет» в постановке Андрея Гончарова с Юрой Борисовым в главной роли, а также «Кабала святош», в котором Константин Хабенский сыграет Мольера, а Николай Цискаридзе воплотит образ Людовика. Данные проекты вызывают большой интерес и подчеркивают умение художественного руководителя привлекать внимание к важным постановкам.

Также стоит отметить спектакль «Сделка» Игоря Теплова в театре имени Пушкина. Это, безусловно, блестящая работа, хотя о ней говорят недостаточно, так как режиссёр больше сосредоточен на создании спектаклей, чем на обустройстве связей.

Когда один талантливый человек, такой как Евгений Писарев, длительное время возглавляет театр, это становится залогом стабильности и появления интересных постановок.

В противоположность этому, статика в театре имени Горького ощущается: до сих пор нет ярких обновлений после «Женщин Есенина».

Непременно стоит упомянуть «Маленькие трагедии» в Малом театре, где с помощью замечательных решений и актерских работ привычный текст зазвучал иначе.

Также меня впечатлила постановка «Лев» по Борису Минаеву в РАМТе, о которой я также упоминал ранее. Малый театр и РАМТ остаются яркими представителями отечественного театра, продолжая радовать зрителей.

Специалистом в данном деле является и Театр Наций под руководством Евгения Миронова, которому удалось создать мощное театральное произведение «Дон Кихот», обладающее уникальным языком и свободой в творчестве.

При этом в театральной среде периодически появляются странные эксперименты, такие как слияние театров или продажа билетов по паспортам в незагруженные залы. Тем не менее, театральная жизнь продолжается, постоянно открывая новые горизонты.

По материалам: rg.ru