В 2024 году завершился национальный проект «Культура», и министр культуры РФ Ольга Любимова поделилась итогами его реализации и планами на будущее в интервью с ТАСС.
Она отметила достижения отечественного кинопроизводства и акцентировала внимание на укреплении традиционных ценностей.

Глава ведомства также рассказала о новых функциях в редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия.
Любимова подчеркнула, что завершение проекта не означает выполнение всех задач в сфере культуры, поскольку эта сфера продолжает развиваться. Новые вызовы и цели постоянно возникают, и необходимо оперативно реагировать на запросы отрасли.
В процессе реализации проекта «Культура» было отремонтировано и модернизировано множество объектов, включая дома культуры, библиотеки, а также театры и музеи. Эти учреждения стали творческими центрами и точками притяжения для людей с различными интересами.
Напоминает о важности нацпроекта «Культура» для закладки фундамента дальнейшего развития. С его завершением задач не убавилось: в новом федеральном проекте «Семейные ценности и инфраструктура культуры» остались основные инфраструктурные мероприятия, такие как ремонт объектов и техническое оснащение, добавились новые направления, включая ремонт и оснащение филармоний и строительство детских школ искусств, что подчеркивает непрерывность усилий по развитию культурной инфраструктуры.
Внимание в культурной политике будет сосредоточено на учреждениях в шаговой доступности, таких как дома культуры и библиотеки, которые должны перейти на новый уровень функционирования.
С 2026 года планируется поддержка эффективных практик не менее 500 библиотек и 1200 домов культуры, что позволит другим учреждениям черпать из их опыта.
Также запланировано создание 1,5 тыс. детских культурно-просветительских центров с 2025 по 2030 годы в музеях, библиотеках и домах культуры.
Эти центры будут предлагать мастер-классы, выставки, кинопоказы и лекции, чтобы вовлечь детей в изучение культуры, искусства и истории.
Однако важно, чтобы эти пространства наполнялись качественным контентом, способствующим развитию гармоничной личности и укреплению духовных ценностей.
Акцент также будет сделан на поддержку 300 творческих проектов, направленных на сохранение семейных ценностей.
Коммерческие организации смогут реализовать не менее 600 творческих проектов за шесть лет.
Программа
С 2023 года по 2030 год Министерство культуры России активно участвует в реализации трёх национальных проектов: «Семья», «Молодежь и дети» и «Эффективная и конкурентная экономика», что подчеркивает возросшую ответственность министерства.
Каждое из этих направлений охватывает важные аспекты общественной жизни, и мы уверены в нашей способности эффективно справляться с поставленными задачами благодаря хорошо организованной системе, сформированной в предыдущие годы.
Вопрос о снижении активности международной культурной деятельности министерства, особенно в сравнении с периодом до начала специальной военной операции и «отмены русской культуры», требует уточнения.
На самом деле, у нас продолжаются обширные проекты с зарубежными партнерами, заключаются новые соглашения и меморандумы, а также разрабатываются различные программы и планы сотрудничества.
Мы активно участвуем в двусторонних контактах на многосторонних площадках, таких как БРИКС, ШОС, ЮНЕСКО и G20. Кроме того, министерство поддерживает постоянные связи с ключевыми партнёрами, включая Азербайджан, Китай, Венесуэлу и Узбекистан.
Наши мероприятия, такие как «Русские сезоны», Дни российской культуры, фестивали национальной культуры и недели российского кино, охватывают более 80 стран.
Также ведется работа над проектами, приуроченными к памятным и юбилейным датам, таким как 225-летие А. С. Пушкина. Это подчеркивает нашу приверженность к культурному обмену и укреплению международных связей.
Отрасль отечественного кино переживает второе рождение: последние годы отмечены увеличением масштабных и кассовых проектов.
В 2022 году из-за ухода голливудских студий рынок кино испытал трудности, однако в 2023 году российское кино стало основным двигателем роста.
Зрители активно посещают кинотеатры, что свидетельствует о востребованности отечественных фильмов.
Рынок кинопроката в 2024 году вырос на 19%, составив 46,4 миллиарда рублей, а более 127 миллионов человек посетили кинотеатры.
Интересно, что 78% объема рынка было обеспечено российскими картинами.
В этом году восемь отечественных фильмов стали...
Мы стремимся поддерживать перспективные проекты, особенно в области кинопроизводства, нацеленные на сохранение и укрепление российских духовно-нравственных ценностей.
В 2025 году приоритетами для государственной финансовой поддержки будут темы, отражающие культуру, традиции, наследие коренных народов, институт семьи, историческую память и противодействие фальсификации истории, а также научные достижения и образ будущего России. Особое внимание будет уделено героизму участников Великой Отечественной войны и специальной военной операции.
Также стоит отметить изменения в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия, которые вступили в силу с 1 марта. Эти изменения направлены на упрощение и оптимизацию существующих процессов, связанные с утверждением охранных зон. Новый порядок выделяет более четкие и прозрачные механизмы, что должно улучшить ситуацию в области охраны культурного наследия.
Ключевая задача новой версии постановления — это устранение избыточности в требованиях и дублирующей работы, что позволило бы избежать путаницы и существенно сэкономить время, необходимое для обработки документов. Основное внимание будет по-прежнему сосредоточено на защите и сохранении объектов культурного наследия, что остается нашими абсолютными приоритетами.
Определен перечень объектов, для которых не требуется утверждение зон охраны, при условии, что существуют механизмы обеспечения сохранности, включая установленные границы и режимы территорий.
Например, наличие скрытых объектов не позволяет автоматически проводить капитальное строительство на курганах или некрополях; для таких объектов необходимо утверждение территории, где такие работы запрещены.
Если памятники находятся в значимых историко-культурных ландшафтах, может возникнуть необходимость выявления достопримечательных мест.
Заметим, что ранее существовало дублирование норм, связанных с необходимостью создания зон охраны для памятников, находящихся в пределах достопримечательных мест.
Для этих памятников уже действовали охранные зоны и градостроительные регламенты, поэтому дополнительное установление зон охраны только усложняло правовую ситуацию.
В итоге на одну и ту же территорию распространялись несколько актов, что создавало избыточное регулирование.
Новая редакция разъясняет, что отменяется двойное регулирование, а также возможности утверждения зон охраны для отдельных видов объектов культурного наследия, когда это является избыточным.
Сохранение таких объектов реализуется за счет границ их территорий.