Итоги 249 сезона Большого театра иFestival

Июл 23, 2025 / 01:55

Большой театр завершил свой 249-й сезон, который исходил из традиций русской классики благодаря музыкальным фестивалям, посвящённым трём выдающимся композиторам — Мусоргскому, Чайковскому и Прокофьеву. Каждый из фестивалей стал важным событием для театра и зрителей.

Сезон начался с фестиваля, посвящённого Модесту Мусоргскому под названием «Наш Мусоргский. Из глубины…». В его программе зрители смогли насладиться такими произведениями, как «Борис Годунов» и «Хованщина», а также комическими операми «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба», основанными на произведениях Николая Гоголя. Особое место заняла неоконченная опера «Саламбо», впервые представленная на сцене Большого театра.

Итоги 249 сезона Большого театра иFestival

Следующий фестиваль, «Чайковский. Коллекция», заполнил репертуар как оперными, так и балетными произведениями. В числе наиболее популярных были оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Мазепа», а также «Чародейка» и «Иоланта». Не обошли вниманием и весеннюю сказку «Снегурочка», основанную на пьесе Александра Островского. Кроме того, в этот период были представлены три классических балета Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», которые неизменно привлекают зрителей.

Третий фестиваль был посвящён Сергею Прокофьеву, что также украсило сезон разнообразием выдающихся музыкальных произведений и привлекло внимание к наследию этого композитора. Вместе эти фестивали украсили завершающий этап предъюбилейного сезона Большого театра, предлагая публике глубокое погружение в русскую музыкальную культуру.

Фестиваль «Прокофьев. Коллекция» в Большом театре стал знаковым событием, посвященным выдающемуся композитору, который оставил после себя богатое наследие в области балета и оперы. В программу вошли знаменитые произведения, такие как балет «Ромео и Джульетта» и опера «Иван Грозный», а также «Любовь к трем апельсинам» и «Маддалена», а также два знаковых детских спектакля «Петя и волк» и «Гадкий утенок».

Одной из ключевых премьер сезона стала опера Прокофьева «Семен Котко», написанная в 1939 году, отражающая события Гражданской войны на Украине, основанная на повести Валентина Катаева «Я, сын трудового народа».

Новая интерпретация оперы объединила усилия музыкального руководителя Валерия Гергиева и режиссера Сергея Новикова, которые представили ее как поучительную историческую притчу. Смысловая нагрузка главной фразы героя: «Пришел солдат с фронта и пришел на фронт» подчеркнула значимость происходящих событий. Опера отличается выразительной партитурой, полной тревог и глубинных эмоций.

В истории Большого театра «Семен Котко» ранее ставился только однажды в 1970 году великим Борисом Покровским, где в главной роли выступал Владимир Атлантов в окружении таких мастеров, как Елена Образцова и Галина Вишневская. Спектакль получил признание и даже гастролировал в Милане, однако не стал постоянным элементом репертуара театра.

Сегодня опера вновь обрела актуальность и представлена звездным составом исполнителей, среди которых Игорь и Екатерина Морозовы, Светлана Лачина и Алина Черташ, что подчеркивает ее значимость для современного музыкального театра. Премьера «Семен Котко» была также транслирована на экране здания Большого театра в Москве, что позволило ещё большему числу зрителей насладиться этим важным произведением.

Музыковед Ирина Коткина отметила, что «мечта Прокофьева стать первым композитором музыкального театра осуществилась», подчеркивая его неотъемлемую роль в истории русского театра. Без его музыки невозможно представить не только XX век, но и современный Большой театр.

По материалам: kapital-rus.ru