Гастроли театра Эйфмана в Минске

Июл 16, 2025 / 09:19

В честь Дней Санкт-Петербурга в Минске, прошедших 14-15 июля, белорусские зрители имели уникальную возможность увидеть постановки Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

В рамках проекта «Гастрольное лето в Большом» театр представил две знаменитых работы, основанных на классических произведениях литературы. Так, 15 и 16 июля в Большом театре Беларуси зрители стали свидетелями балета «Преступление и наказание», а 18 и 19 июля последовала премьера «Анны Карениной».

Гастроли театра Эйфмана в Минске

Несмотря на то, что в театре идет своя версия балета на музыку Чайковского под руководством хореографа Ольги Костель, интерпретации Эйфмана служат привлекательным дополнением для поклонников балета. Эйфман подчеркивает, что его работа с классическими текстами направлена не только на создание сюжета, но и на раскрытие глубоких философских идей, свойственных великим авторам.

Язык танца позволяет уникально передать внутренний мир персонажей, их страдания и радости, раскрывая эмоции через движение и мастерство исполнителей.

Интересно, что к созданию балета «Преступление и наказание» Эйфман шел порядка 30 лет. Федор Михайлович Достоевский занимает важное место в его творчестве. Первый балет, основанный на произведении Достоевского, Эйфман поставил в 1980 году — это была пластиковая адаптация романа «Идиот» на музыку Чайковского, что стало ярким культурным событием в Советском Союзе.

Творческий порыв Бориса Эйфмана нашел отклик даже у выдающегося поэта Евгения Евтушенко, который отмечал, что спектакль создавал мощное чувство трагического искусства. По его мнению, в постановке не было ничего лишнего, и она продемонстрировала возможности объединения балета с великими литературными произведениями.

Эйфман несколько раз обращался к классике, в частности, к роману «Братья Карамазовы», который адаптировал для танца как в 1995, так и в 2013 годах. В 2024 году он представил новый балет «Преступление и наказание», в котором гармонично сочетаются музыкальные произведения Густава Малера и Бориса Тищенко, а также фрагменты из кантаты Stabat Mater митрополита Илариона (Алфеева). Эта работа была оценена и зрителями в Беларуси, что стало значимым событием для его поклонников.

В своей интерпретации «Анны Карениной» Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике между Анной, Карениным и Вронским, отказываясь углубляться в другие сюжетные линии романа Льва Толстого. Он погружает зрителей в психологический мир героев, созидая современный спектакль, пронизанный эмоциями и психологизмом. Эйфман показывает, что роковые страсти и внутренние переживания, знакомые нам по классике, по-прежнему актуальны и порой ведут к трагическим решениям, сжигая душу до основания.

Таким образом, хореограф не только сохраняет дух великих литературных произведений, но и переосмысляет их в контексте современных реалий.

По материалам: news.rambler.ru