Для режиссера Евгения Писарева «Тартюф» стал второй постановкой в Театре наций после успешной музыкальной драмы «Кабаре». Первоначально он не хотел ставить это произведение, учитывая множество существующих редакций, но под давлением худрука театра Евгения Миронова поменял свое решение.
Писарев выбрал новый путь интерпретации классической пьесы Мольера, представляя ее в контексте современной жизни, а не через призму традиционного театра. Он использовал новый перевод с ироничной интонацией, добавляя повседневные фразы, чтобы преодолеть привычные стереотипы.
Режиссер отметил, что он видел множество версий «Тартюфа», которые были талантливыми, но зачастую переосмысленными, и задумался, как подойти к материалу с серьезностью. Писарев стремится показать в своих героях человеческую суть, а не только гротескные маски, что по его мнению, позволяет лучше понять конфликт и природу Тартюфа.
Он также упомянул о своем внутреннем конфликте — «комплексе Мольера», когда от него ожидают лишь развлечение и смех, чего он намерен избежать, предлагая глубокую интерпретацию комедии.
Действие пьесы перенесено в современную Францию, в особняк буржуазной семьи Оргон.
Новый подход Писарева к классическому произведению включает изменение мотивации главного героя Тартюфа. В интерпретации Писарева он не является двуличным обманщиком, а искренне верит в Бога, однако впервые в жизни сталкивается с любовью.
В театральных постановках Тартюф зачастую изображается ровесником Оргона, но в версии Писарева его играет молодой актер Сергей Волков. Это позволяет углубить и развить чувства Тартюфа к Эльмире, избегая пошлости. Волков описывает своего персонажа как человека, переживающего кризис веры, который пытается уравновесить свои духовные стремления и новые чувства. Эта внутренняя борьба становится причиной его собственного падения, поскольку он стремится открыть для себя любовь, что ведет к разрушению его прежней жизни.
Оргон также сталкивается с катастрофой. После обнаружения истинной природы Тартюфа он теряет смысл своего существования, ведь этот лицемер стал центром его жизни. Артист Игорь Гордин, играющий Оргона, подчеркивает, что многие люди подвержены ошибкам из-за слепой веры, что в итоге приводит к краху их жизни.
Оргон, при всей своей серьезности, оказывается в ситуации, когда невозможно не сопереживать ему, поскольку он не идиот, а разумный человек, который потерял ориентиры. Эта драма актуальна, поскольку каждый из нас может столкнуться с подобными заблуждениями.
Писарев создает узнаваемые ситуации, отражающие реальность, и подтекстом его работы служит необходимость ироничного взгляда на внешние обстоятельства и на себя. Эта ирония и способность к самоанализу являются теми качествами, которые сейчас особенно важны для зрителей.