День рождения Константина Станиславского и посещение его Дома-музея

Янв 17, 2025 / 01:26

17 января отмечается день рождения Константина Станиславского, который занимает важное место в культуре и театральной жизни.

В этом году, несмотря на то что дата не юбилейная, мы решили посетить его Дом-музей в Леонтьевском переулке, дом 6, и оттуда отправиться в воображаемое путешествие по местам, связанным с именем великого режиссера.

День рождения Константина Станиславского и посещение его Дома-музея

Интересно, что, хотя Станиславский прожил в этом шикарном особняке эпохи классицизма, его жизнь на самом деле была довольно скромной.

Он был известен своей щедростью и часто делился не только знаниями и опытом, но и материальными средствами.

Его прадед настаивал, что богатство должно быть использовано для помощи другим. Станиславский следовал этому девизу на протяжении всей жизни, заботясь о своих близких и коллегах.

Несмотря на внушительный внешний вид дома, внутреннее убранство было довольно аскетичным, без лишних предметов.

Все, что окружало мэтра, служило ему на пользу, будь то на сцене или в быту, а немногочисленные предметы роскоши, оставшиеся в доме, принадлежали предыдущим владельцам.

Таким образом, личность Станиславского отражает его подход к жизни: стремление к обмену знаниями и опыта, скромность в быту и преданность театральному искусству.

Этот особняк, относящийся к эпохе классицизма, демонстрирует богатую историю. Первый этаж, выполненный из белого камня, был построен в XVII веке, в то время как второй был добавлен в XVIII веке. Интересно, что с тех пор сохранился паркет, ставший свидетелем многих событий. В XIX веке здание требовало капитального ремонта после нашествия Наполеона, и именно тогда были созданы великолепные плафонные росписи, а также установлены знаменитые деревянные колонны, облицованные мрамором.

В конце XIX века здесь поселилась купчиха Вера Спиридонова, оставившая после себя роскошные люстры, зеркала и подсвечники. В 1921 году в этот дом переехал Константин Алексеев, известный как Станиславский, после того как его выселили из Каретного Ряда, где он жил в 18 комнатах и активно репетировал с актерами. Луначарский пытался помочь Станиславскому, обращаясь к Ленину с просьбой вернуть его в прежнее жилье, но это не принесло результатов.

Станиславскому с его большой семьей, состоящей из десяти человек, пришлось переселиться в четырех комнаток на втором этаже коммунального дома в Леонтьевском. Эти комнаты были плохо отапливаемыми, но беспокойство о будущем подталкивало режиссера продолжать работу. Несмотря на трудности, ему предлагали только те адреса, которые были возможны для проведения репетиций. Так, он жил в четырех комнатах, а еще три, включая «Красную», «Синюю» комнаты и «Онегинский зал», использовались как рабочие помещения для оперной студии Большого театра. Это жилье стало важной страницей в его жизни и в истории театра в целом.

Воспоминания о Константине Сергеевиче Станиславском, выдающемся русском режиссере, подтверждают его неугасимую преданность искусству.

Не только репетиции и спектакли служили площадкой для его творчества, но и его спальня, которая стала местом, где он творил в последние годы жизни.

В 1928 году во время исполнения роли Вершинина в чеховских «Трех сестрах» он почувствовал недомогание, но продолжил спектакль.

После его завершения он упал от тяжелого инфаркта, что вынудило его сократить карьеру актера и перейти к режиссуре и педагогике.

В 1934-1935 годах его состояние здоровья ухудшилось, и спальня стала его «рабочим кабинетом». Несмотря на боль, Станиславский продолжал продуктивно работать.

В этой комнате находился столик рядом с кроватью, оснащенный коробкой для удобства письма полулежа. Именно здесь он написал свой знаменитый труд «Работа актера над собой».

Также у изголовья была телефонная трубка, по которой он проводил репетиции.

В его «рабочем кабинете», который сохранил атмосферу творчества, на двери висела табличка с именем К.С. Алексеева.

Эта дверь, как и большая часть обстановки, была привезена из Каретного Ряда и сохраняла дух театрального прошлого.

Каждый предмет имел свою историю и значение, отражая необыкновенную работоспособность и увлеченность Станиславского театром.

Кабинет Станиславского поражает своей атмосферой, где мгновенно привлекает внимание бюст Антона Рубинштейна, великого музыканта и основателя Санкт-Петербургской консерватории.

Станиславский не раз встречался с Рубинштейном, и его влияние на будущего режиссера было значительным. Существует мнение, что строгость и требовательность Станиславского были переняты у этого гениального композитора.

В интерьере кабинета также заметно зонирование, когда пространство разделяется на участки с помощью мебели. Книжные шкафчики выполняли не только функцию хранения книг, но и служили импровизированными «кулисами» для актеров. Режиссер следил за процессом с дивана, находясь в центре событий.

Особняк также включает Онегинский зал, который когда-то был бальным, где танцевали под музыку оркестра. При Станиславском здесь были установлены подмостки, и зал стал театральным.

Первая представленная опера — «Евгений Онегин» Чайковского. Актеры выступали без грима, в обычной одежде, создавая эффект близости с зрителями, что обеспечивало активное участие последних в представлении.

Успех оперы «Евгений Онегин», связанный с именем Станиславского, стал значимым событием для московской театральной жизни.

Станиславский основал новую сцену на Большой Дмитровке, 17, которая в настоящее время известна как МАМТ. Этот театр способен вместить всех желающих, проявляя таким образом огромный интерес публики к опере.

На эмблеме институт можно увидеть колонны Онегинского зала, которые находятся в стенах особняка в Леонтьевском переулке.

Станиславский также учредил оперно-драматическую студию в 1935 году, расположенную по адресу, где ныне находится «Электротеатр Станиславский».

Однако его вклад не ограничивается только театром. Семья Станиславского связана с историей завода «Электропровод», который принадлежал купечеству Алексеевых и занимался производством волочения золота и серебра.

Костя, с юных лет работающий на фабрике, постепенно овладел всеми тонкостями дела и в возрасте 17 лет уже отвечал за крупные задачи, включая взвешивание драгоценных металлов.

В 1892 году, после ухода отца, он полностью взял на себя управление фабрикой. Под его руководством предприятие претерпело значительные изменения и адаптировалось к новым реалиям: началась производство электропроводов и кабелей, что позволило заводу продолжать функционировать и по сей день.

Сегодня, несмотря на переезд фабрики, сохранилась и функционирует театр, который Станиславский организовал для рабочих, ныне играющий важную роль в культурной жизни, под названием «Студия театрального искусства» во главе с Сергеем Женовачом.

По материалам: www.mk.ru