Антон Федоров — выдающийся современный театральный режиссер, с 2023 года возглавляющий новосибирский театр «Старый дом» и являющийся создателем независимого театрального коллектива «Место». Он стал лауреатом премии «Золотая Маска» за спектакль «Ребенок» (Воронежский камерный театр) в номинации «Лучший спектакль в драме, малая форма», а также был награжден за «Морфий» (Псковский театр драмы) за лучшую работу художника по костюмам.
Федоров демонстрирует уникальный режиссерский стиль, создавая новый театральный язык и реальность. В феврале он представил на сцене Театра наций свой новый спектакль «Дон Кихот» с Тимофеем Трибунцевым в главной роли.

Федоров приобрел известность после постановки романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре» в 2020 году, хотя ранее он уже показывал свою режиссурную силу в спектаклях «Ревизор», показанном в театре «Около», и «Это не я» по пьесе Арсения Фарятьева (пространство «Внутри»). Его работы отличаются фантасмагориями, игрой со стереотипами и клоунадой, а также особым подходом к взаимодействию с актерами.
Антон имеет два образования — актерское и режиссерское, оба полученные в Щукинском театральном училище. Однако, сконцентрировавшись на режиссуре, он не задержался надолго в актерской профессии, находя в ней недостаток увлечения.
Антон Федоров завершил обучение у Юрия Николаевича Погребничко, своего кумира, и стал самобытным мастером. Он усвоил уникальное качество – игнорировать мнения публики, создавая на сцене свой мир, основанный на индивидуальных законах, выходящих за пределы обыденного восприятия.
За последние пять лет, ставшие периодом его творческого роста, Федоров работал не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на региональных сценах, таких как Воронежский камерный театр и театры Казани и Альметьевска. Он также активно сотрудничал с малыми театрами, такими как «Пространство «Внутри» и Театр.doc.
Недавно он занял пост главного режиссера новосибирского театра «Старый дом», продолжая при этом сотрудничество с известными московскими театрами, включая ТЮЗ и Театр наций.
Федоров работает с постоянной командой, в которую входят его жена, актриса Наталья Рычкова, а также Семен Штейнберг, Сергей Шайдаков, Дмитрий Куличков, Роза Хайруллина и композитор Григорий Калинин, создающий музыку для его спектаклей. В любом новом театре Федоров быстро завоевывает доверие труппы, вдохновляя ее своими идеями и погружая в свою уникальную эстетику.
Антон Федоров работает с разнообразными материалами для сценического осмысления, включая как классические, так и современные произведения. В его репертуаре можно найти такие шедевры, как «Ревизор», «Собачье сердце», «Морфий» и «Вишневый сад», а также современную драму, к примеру, «Ребенок» норвежского нобелевского лауреата Юна Фоссе.
Он адаптирует крупные литературные формы, такие как романы «Петровы в гриппе» Сальникова и «Мадам Бовари» Флобера. Федоров черпает вдохновение из советских мультфильмов, выпуская спектакли вроде «Е-Е-ЕЕ!» по мотивам «Бременских музыкантов». Он также пишет собственные тексты, например, спектакль «Где ты был так долго, чувак?» создан в соавторстве с драматургом Алексеем Френкелем.
Инсценировки Федоров создает самостоятельно, одновременно помещая классических героев в новые контексты: например, в «Ревизоре» персонажи оказываются в лечебнице для душевнобольных. Такой подход позволяет ему смещать акценты и создавать неожиданную интерпретацию.
Так, Дон Кихот, в его версии, перестает быть наивным рыцарем и предстает как кровожадный разбойник, что кардинально меняет восприятие классического образа.
Профессор Преображенский из «Собачьего сердца», воплощенный Игорем Гордным, представляет собой образ властного человека, способного одним звонком решить проблемы, что значительно отличается от интеллигентного характера Булгакова.
Персонаж Шариков, сыгранный Андреем Максимовым, несмотря на свое отвратительное поведение, вызывает жалость, когда его снова превращают в собаку.
В то время как Флоберская Мадам Бовари искала любовь, не замечая истинных чувств своего мужа, Федоров преобразует ее в жестокую и ненавидящую окружающих личность (Наталья Рычкова).
Муж Шарль, сыгранный Семеном Штейнбергом, предстает как подкаблучник, который лишь отчасти может испытывать любовь.
Однако не все интерпретации Федорова столь далеки от оригинала. В спектакле «Вишневый сад» герои, похожие на сомнамбул, успешно передают ощущение разрушения старого мира.
Акакий Акакиевич из Гоголевской «Шинели» (Сергей Шайдаков) в своём кукольном пространстве Санкт-Петербурга показывает, что даже маленький человек, мечтая, продолжает оставаться уязвимым и ничем не укрепит свое положение.
Спектакли Федорова погружают зрителей в мрак несовершенного мира, показывая безысходность и крах надежд. Его художественный мир словно лишен светлых горизонтов: будущее представляется туманным и печальным, а настоящее предстает как зыбкое сновидение.
В «Вишневом саде» вместо ожидаемого цветущего сада зрители видят унылую сцену с центром в виде большой лужи, в которую безнадежно попадают артисты, символизируя спираль бедствий. В «Собачьем сердце» неудачный научный эксперимент становится символом приговора для всего человечества.
А в «Дон Кихоте», несмотря на комические попытки главного героя играть, с приходом властных фигур его судьба оказывается в руках сильных мира сего, и вместо игр начинает разворачиваться трагедия. Интересно, что в этом мрачном контексте присутствует яркий юмор.
Шутки Федорова возникают неожиданно и часто, разнообразя пространство мрачных размышлений и делая его доступным для широкой аудитории, несмотря на обилие темного содержания.
В спектаклях Федорова ключевым элементом являются комические ситуации и гэги, которые вызывают смех зрителей. Однако, помимо юмора, работы мастера наполнены отсылками к культурной памяти, создающими комический эффект. В его постановках комизм соседствует с трагизмом, подчеркивая одновременно радости и печали жизни. Например, в «Петровых в гриппе» покойники живут бок о бок с персонажами, подчеркивая эту двойственность.
Персонажи говорят на особом, местами труднопонимаемом языке, порой проглатывая окончания и запинаясь, что создает атмосферу неуверенности. В спектакле «Мадам Бовари» герои общаются на смеси французского с русским, это добавляет шутливости и меланхолии. Когда Эмма сталкивается с трудностями, на фоне появляются знакомые многоэтажные дома, и зритель начинает видеть в ней не только француженку, но и обычную русскую женщину, стремящуюся к чуждой ей жизни.
Похожие языковые игры происходят и в «Дон Кихоте», где используются испанские слова, подчеркивающие несоответствие персонажей реализму. Все это создает образ людей, неуверенных в своих желаниях, мечтающих недосягаемых целей и ощущающих постоянное vacillation между реальностью и желаемым.
В «Вишневом саде» Раневская чаще молчит, в то время как Гаев постоянно говорит, рассказывая всевозможные небылицы. Персонажи Федорова выражаются через изломанные жесты и неуверенную походку, их мимика напоминает тик, что создает ощущение нелепости и жалости.
Критики подчеркивают, что его актеры напоминают маски, благодаря чему им удается взглянуть на себя со стороны и импровизировать. Единомышленником Федорова является аниматор Надя Гольдман, чья работа добавляет оригинальности спектаклям.
Например, в «Котловане» изображение ребенка создано только анимацией, а история любви Корденьо в «Дон Кихоте» демонстрируется через яркий мультфильм. Эпизоды из жизни Эммы Бовари также проиллюстрированы схематичными черно-белыми рисунками, изображая банальные ситуации.
Спектакль «Морфий», постановленный в Псковском драматическом театре, напоминает черно-белое кино: эпизоды сменяют друг друга, создавая гипнотическую атмосферу, как если бы морфий вызывал психоделические образы. Творцы черпали вдохновение в фильмах братьев Люмьер, кинолентах с Чарли Чаплином и стилистике норштейновской анимации.
В спектакле «Ребенок» Воронежского камерного театра на сцене расположена платформа из шести блоков, на которой мелом обозначен план новой квартиры для молодоженов. Это пространство симметрично и отталкивающе одновременно, навевая мысли о начале новой жизни.
Архитектурные идеи «Догвилля» Ларса фон Триера перекликаются с подходом Антона Федорова, который применяет прием «театра в театре» в своей работе, особенно в «Собачьем сердце». На протяжении спектаклей он показывает не только процесс подготовки к съемкам, но и глубокие вопросы человеческой природы.
Федоров, автор успешных сезонов сериала «Мир. Дружба. Жвачка!», продолжает интегрировать кинематографические техники в театральные постановки. Его творчество запечатлевает уродство и несовершенство человеческой натуры — персонажи его произведений, такие как из «Мадам Бовари», зачастую не вызывают симпатии, а некоторые просто отвратительны.
Например, в спектакле «Где ты был так долго, чувак?» зрители наблюдают за жестоким поведением главного героя, который возвращается домой в этом контексте. В «Шинели» также присутствуют неприглядные персонажи, такие как портной Петрович, чьи смешки вызывают неприязнь. Профессор Преображенский также не вызывает симпатии, а Шариков демонстрирует хулиганское поведение, включая насилие и кражу.
Тем не менее, Федоров стремится смотреть на своих героев с состраданием, понимая их слабости. Современность, просвечивающая через его спектакли, вызывает ностальгию по лихим 90-м, демонстрируя стремление к свободе и вседозволенности, которое, к сожалению, привело к утрате настоящего. В таком изуродованном мире единственным спасением кажется вера и милосердие, позволяющие рассмотреть проблески красоты среди хаоса.