К2030 году России предстоит значительно снизить зависимость от импорта, в частности в самых чувствительных отраслях, и добиться полной технологической автономии. Это станет одним из основных направлений работы нового состава правительства, где технологическое лидерство становится принципиально новой национальной целью, без которой достижение других, в том числе социальных, целей вряд ли будет реализуемо.
Глава правительства Михаил Мишустин уже объявил о запуске девяти проектов технологического суверенитета, которые должны стать основным двигателем развития. Секторы, такие как станкостроение, электроника, продовольственная безопасность, беспилотные системы, и многие другие, будут развивать производства, не имеющие отечественных аналогов.

О том, как это повлияет на структуру экономики страны, можно прочитать в материале журнала «Эксперт».
В последние годы российская экономика становится более сложной, технологичной и, следовательно, гораздо более устойчивой, как заявил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию.
Политика государства, нацеленная на технологическое развитие и импортозамещение, в идеальном варианте, описанном в программно-стратегических документах, включая недавний указ о национальных целях, приведет к дальнейшим структурным изменениям, считает руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. "Главное отличие от предыдущих 'подходов к строительству': в данный момент сложился уникальный исторический момент для того, чтобы организовать такой технологический скачок", — отметил он.
На сегодняшний день наибольший вклад в экономический рост вносят производства обрабатывающей промышленности: согласно данным Росстата, в 2023 году промышленность обеспечила 13,7% всей валовой добавленной стоимости. Тем не менее, в последние годы доля этого сектора снижалась — например, в 2020 году этот показатель составлял 14,9%.
Политика технологического суверенитета в России нацелена на изменение негативного тренда в развитии отраслей обрабатывающей промышленности.
По словам премьера Мишустина, целью является увеличение валовой добавленной стоимости этих отраслей на 40% через шесть лет.
Проекты в области технологического суверенитета планируют стать двигателем модернизации промышленности, считает президент.
Для достижения этой цели планируется создание государственного заказа на разработку критических технологий, подготовка квалифицированных кадров и предоставление бизнесу специальных мер поддержки.
Отрасль обрабатывающих производств вносит стабильный вклад в ВВП, несмотря на внешние шоки, отмечает главный макроэкономист УК «Ингосстрах — Инвестиции» Антон Прокудин.
Вероятно, эта тенденция сохранится и в будущем, прогнозирует он.
Главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах считает, что скорее всего, производство в обрабатывающих отраслях будет расти.
Однако динамика этого роста будет зависеть от объема и направления государственного финансирования, указывает он.
Пока объем планируемых расходов на проекты технологического суверенитета и обновленные национальные проекты не раскрывается властями, но, согласно источникам, знакомым с процессом разработки, он может составить значительную сумму и достичь 20 триллионов рублей в ближайшие шесть лет.
Одним из ключевых тенденций изменения структуры экономики России за последние годы является рост доли информационно-технологического сектора в общей добавленной стоимости.
Так, вклад сферы информации и связи в 2023 году составил 3,2%, что является максимальным значением за весь период, начиная с 2011 года.
Одним из основных факторов стимулирования экономического роста стала разработка компьютерного программного обеспечения. По данным на 2023 год, этому сектору пришлось 2% добавленной стоимости. Доля сферы информационных технологий в ВВП увеличилась на четверть за десятилетие, отмечает эксперт Прокудин.
Он также подчеркивает, что будущие технологические изменения в экономике страны во многом будут определяться развитием сферы ИТ и зависеть от государственного стимулирования, включая девять проектов. Учитывая невеликий объем рынка по сравнению с Китаем, Европой и Северной Америкой, развитие технологий в России без государственной поддержки нереализуемо.
Проблема заключается не только в экономии масштаба, но и в операционной сфере и области исследований, которые в России гораздо меньше из-за размеров рынка, пояснил эксперт.
Генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики, Владислав Онищенко, утверждает, что технологическая трансформация будет происходить в двух направлениях. В части, где возможно построить цепочку производства добавленной стоимости и обеспечить значительный рост ВВП за счет рыночных сил, активно развиваются частные компании.
В других сферах, где государство является крупнейшим инвестором и выгодоприобретателем, роль государства становится определяющей. В последние годы наблюдается увеличение вклада государства в добавленную стоимость.
Например, если в 2021 году доля государственного управления и обороны составляла 6,9%, то к 2023 году она уже увеличилась до 7,8%, указывают данные Росстата. Это увеличение объясняется объективными причинами и является важным фактором для роста ВВП, по мнению экономиста Антона Прокудина.
Согласно прогнозам, доля государственного управления, особенно в оборонном секторе, в ВВП может достичь пика в ближайшие годы. Это подтверждается руководителем лаборатории финансовых исследований Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Алексеем Ведевым.
Однако следует учитывать, что структурные дисбалансы в экономике и искажение рыночных стимулов из-за низкой конкуренции и крупных вложений государства в непроизводственные сектора являются обратной стороной медали. Например, многие предприятия, особенно в сфере ВПК, мало волнует стоимость кредита из-за гарантированных заказов и кредитов, которые идут на себестоимость продукции.
Согласно Алексею Ведеву, задачей нового правительства, включая недавно назначенного министра обороны Андрея Белоусова, является устранение подобных дисбалансов. К 2030 году должен произойти переход к экономике предложения, с уклоном в высокотехнологичный сектор, по словам Белоусова, который выступал в должности вице-премьера.
Суть экономики предложения заключается в том, что главным стимулом роста является производство, а не движение денег. По его прогнозу, сферы информационных технологий и связи (+31% накопленно), научно-технологическая деятельность (+30.8%), образование (+30.2%) и здравоохранение (+25%) обеспечат наибольший рост предложения в ближайшие годы.
При построении такой экономики ключевыми задачами будут совершенствование структуры занятости, увеличение производительности труда, стимулирование предпринимательской активности, повышение уровня инвестиций и технологического суверенитета, по словам Андрея Белоусова.
Технологический суверенитет и проекты технологического развития считаются неотъемлемой частью стратегии для России с целью сдвига от зависимости от сырьевых ресурсов к инновационной экономике, утверждает Антон Прокудин. Процесс этот уже идет: к 2023 году доля ненефтегазового сектора в ВВП достигла 83,5% — это самый высокий показатель с 2020 года.
Однако доля наукоемких и высокотехнологичных отраслей все еще остается невысокой и не превышает 23,5% ВВП. На сегодняшний день сложно сказать, какая структура экономики будет оптимальной, так как существует слишком много ограничений, отмечает Антон Табах.
Он предполагает, что к 2030 году экономика страны будет более основана на внутренних ресурсах и более ориентирована на импортозамещение. Государство видит финальной целью высокодиверсифицированную экономику с большим удельным весом цифровых бизнес-процессов, подчеркивает Артур Гафаров.
Этой модели будут лежать в основу большие данные и искусственный интеллект. Помимо явных плюсов в виде более четкого понимания экономической обстановки, такая модель также поможет смягчить проблему нехватки кадров, отмечает эксперт.
Крупный бизнес станет лидером в этой трансформации, тянуя за собой остальные секторы, считает Гафаров. Менее крупные компании будут играть вспомогательную роль, поддерживая крупные корпорации в организации логистики и поставок.
Например, если крупная компания не может получить доступ к определенным зарубежным ресурсам из-за санкций и политических причин, малые предприниматели могут выступить как посредники в этих поставках благодаря своей гибкости и малозаметности.
В случае если такая трансформация не произойдет, существует риск увеличения зависимости от импорта и постепенного задушения экономики, полагает Артур Гафаров. Производственное оборудование изнашивается, кадровый ресурс уменьшается, а внедрение новых технологий и средств производства при усложненных условиях санкционного контроля будет затруднено.
По оценкам собеседников журнала «Эксперт», знакомых с разработкой этих проектов, объем запланированных расходов на проекты технологического суверенитета и обновленные национальные проекты в ближайшие шесть лет может достигнуть 20 триллионов рублей.